Saturday, February 14, 2009

«Да здравствует дирижабль!»

d.jpg

Россия впервые решилась на проведение чемпионата мира по такому воздухоплавательному виду спорта, как соревнование среди «тепловых дирижаблей». А заодно и на проведение «II Всемирной воздухоплавательной фиесты».

Праздник, который всегда с тобой

В июне 2008 года 8 по счету праздник мирового плавания дирижаблей перекочевал в Санкт-Петербург. В марте 2007 года на очередной сессии Международной Авиационной Федерации (FAI) в Люксембурге было принято решение: «Празднику в небе России быть!» И мероприятие тут же получило поддержку на самом высоком правительственном уровне.
Центром открытия соревнований и фиесты «Поднимись над облаками!» явилось «сердце» северной столицы - Петропавловская крепость.
21 июня на территории крепости состоялся грандиозный праздник, где были представлены 11 команд из 8 стран мира (Россия была представлена 4 командами): Италии, Швеции, Литвы, Польши, Швейцарии, Франции, Германии. Красочные соревнования воздухоплавания проходили до 28 июня. В рамках проведения «Фиесты» заявились 20 команд воздушных шаров как круглой, так и «экзотической» формы. Собравшихся зрителей порадовали выступления легендарной «Машины времени» и группы «Сплин».
Ранее чемпионаты мира по соревнованию тепловых дирижаблей принимали Великобритания, Франция, Швейцария, Италия, Канада и Австралия.

Два мировых рекорда кряду!

Тот факт, что праздник воздухоплавания тепловых дирижаблей состоялся в России, далеко не случаен. Это подтвердилось 15 сентября, когда экипаж Л. Тюхняева на отечественном дирижабле АИ-30 установил два мировых рекорда по дальности беспосадочного перелета. Взяв старт с аэродрома г.Киржачь (Владимирская обл.) дирижабль перелетел в Санкт-Петербург, а затем вернулся обратно, преодолев 626 км. Сначала он прошел без посадки 377, 7 км и это был мировой рекорд, а затем превысил его в два раза! Предыдущий рекорд был установлен спортсменами США и держался 18 лет. Необходимые для фиксации грандиозного достижения документы уже готовятся для представления в FAI.
Полет проходил при тяжелейших погодных условиях, хотя первоначальный прогноз погоды был благоприятный. Дождь, сильный меняющийся ветер, вплоть до встречного, осложнил условия полета. Дирижабль мог развить скорость до 100 км. в час, но делал только 60, преодолев за 12 часов более 600 км. Полет проходил на высоте 100-300 метров.
Дирижабль АИ-30, бортовой номер RA-01944, наполненный безопасным гелием, на вид красив и даже элегантен, что подтверждает известное мнение, что любой механизм выглядящий эстетично, оказывается надежен в работе.
Его объем - 5700 кубометров, длина 13, 5 метров, длина оболочки - 54 метра. Дирижабль пилотировал экипаж их двух человек, но предусмотрен для полета и 4-6 человек.
Итак, Россия вновь в лидерах дирижаблестроения и, похоже, что для нынешней ситуации в самолетостроении и перевозки авиапассажиров, дирижаблестроение может получить новую жизнь. Преимущества дирижабля перед самолетом и вертолетом очевидно. Во - первых, полная, 100% безопасность полета. Во- вторых, заметная экономия топлива (расходуется в 10 раз меньше, чем вертолетом). И это при том, что затраты на строительство дирижабля во много раз меньше, нежели самолета или вертолета. При хороших погодных условиях и на коротких маршрутах полет на нем - одно удовольствие.
Поговаривают, что Правительство Москвы, уставшее от «крепчающих» на дорогах столицы автомобильных пробок, всерьез рассматривает вопрос о перевозке пассажиров мобильными такси-дирижаблями. С их помощью дирижабля планируется искать повреждения и ремонтировать линии высоковольтных передач, выявлять залежи полезных ископаемых.

63069011_812db6481e_o.jpg

От Жиффара до Цеппелина

Слово «дирижабль» в переводе с французского означает «управляемый». Проще говоря, это аэростат с двигателем, благодаря которому можно лететь в любом направлении, даже против воздушного потока. В зависимости от конструкции оболочки, дирижабли бывают мягкими, полужесткими и жесткими. Недавняя Фиеста и соревнования в Питере проходили среди мягких, с изменяемой формой, дирижаблей. Считается, что дирижабль в 1783 году изобрел А.Жиффар, но попытка первого направленного полета произошла 24 сентября 1852 года. Вероятно, многим французам запомнился день 13 ноября 1899 года, когда Альберто Сантос-Дюмон со скоростью 20 км в час, облетел Эйфелеву башню. Затем в дирижаблестроении отличились немцы. В 1900 году совершил свой первый полет дирижабль конструкции Фердинанда Цеппелина. В 1919 году британский жесткий дирижабль R-34 преодолел Атлантический океан, перелетел в США, и вернулся обратно. В 1924 году трансатлантический перелет в США совершил дирижабль Цеппелина, а через два года состоялся норвего-итало-американский полет на дирижабле «Норвегия», конструкции Умберто Нобиле по маршруту остров Шпицберген - Северный полюс-Аляска. Дирижабль потерпел аварию, аэронавтов пришлось спасать, о чем было рассказано в знаменитом фильме «Красная палатка». В 1929 году «Граф Цеппелин» совершил за 20 дней кругосветку длиной в 34 тысячи км. со средней скоростью 115 км. в час, а в 1931 году полет в Арктику. Он также организовал регулярные пассажирские рейсы в Южную Америку до 1937 года. Отличились и США, где построили дирижабль «Акрон» объемом в 184 тысячи кубометров, способный перевозить 5 тонн груза и теоретически преодолеть без посадки около 17 тысяч километров.

«Дирижабльстрой» действует!

Появившаяся в начале ХХ века «дирижаблемания», не обошла и Россию.
Первые результаты, особенно в технике, всегда несовершенны. 13 октября при сильном ветре потерпел первую аварию русский дирижабль «Альбатрос». Причина была в слабом моторе и отсутствии достаточной навигации. Затем прошла череда аварий дирижаблей «Гигант» (1915г), «Черномор» (1916г), «Черномор-3» (1917 г). В 1921 году погиб дирижабль «Красная звезда», в 1935 «Смольный», в 1938 «Осоавиахим», затем «СССР В-10». Последним погиб в 1947 году дирижабль «Победа».
К.Э. Циолковский предложил проект огромного грузового дирижабля с объемом в 500 тысяч кубометров, крепящегося на жестких канатах. Первый советский дирижабль был построен в 1923 году, а всего в те годы было изготовлено более десяти мягких и полужестких дирижаблей.
В 1932 году в СССР появилась организация «Дирижабльстрой», но к 1940 году по причине многочисленных аварий, работы были приостановлены.
«Дирижабльстрой» оставил заметный след в мировом дирижаблестроении.
В 1937 году дирижабль «СССР-В6» объемом в 18500 кубометров установил мировой рекорд в продолжительности полета - 130 часов 37 минут. Последний советский аппарат «СССР - В12бис» был построен в 1947 году. Горючий водород, которым заполнялись дирижабли, дешев, но опасен, а безопасный гелий в те годы оказался слишком дорогим. Череда катастроф по всему миру охладила пыл дирижаблестроителей.
С другой стороны во всю мощь развернулась авиация, и дирижабли отправили в отставку. Но, как видим, зря. Интерес к полетам на них вновь начинает возрастать.


Del.icio.us :
Technorati :

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment