Thursday, February 19, 2009

Пушки в самолетах – не игрушки

hot-air-force-babe.jpg

В 1908 году заместитель морского министра Российской империи А.Ф. Бринк презрительно отверг проект зенитной пушки: «Надумали по летунам стрелять? Ведь это фарс, фарсом и останется». Однако один из самых авторитетных артиллеристов в русском флоте жестоко ошибался - не прошло и семи лет, как с самолетов на землю полетели бомбы. Быстрыми темпами стало развиваться не только зенитное, но и авиационное вооружение. Самолеты оснащались двумя видами оружия: пулеметным и пушечным, причем с течением времени калибр орудий все рос и рос…

Первые шаги

Первыми орудиями, которые стали устанавливать на самолетах, стали 37-мм пушки Гочкиса. Автоматики тогда еще не было, поэтому открывать и закрывать затвор для заряжания и вынимания гильзы приходилось вручную.
В конце 1914 года русские первыми установили эту пушку на бомбардировщик «Илья Муромец», но толку от этого было чуть: из-за неудачного расположения для стрельбы требовалось два члена экипажа (один стрелял, другой подносил снаряды), боеприпасов было мало - всего 15 штук. Темп стрельбы тоже был невелик - 10 выстрелов в минуту, и это при весе в 6 пудов. В итоге, оценив немногочисленные «за» и многочисленные «против», пушку с бомбардировщика сняли.
Значительно лучше получилось у французов: в 1915 году 37-мм пушку Гочкиса смонтировали в носу биплана «Вуазен», имеющего толкающий винт. Наведение по вертикали осуществлялось стрелком, а по горизонтали - поворотом всего самолета.
Годом позже французский летчик Гинемер предложил установить 37-мм полуавтоматическую пушку Гочкиса в развале блоков цилиндров V-образного мотора «Испано-Сюиза»: ствол пушки должен был проходить через пустотелую втулку винта. Это дало возможность использовать «мотор-пушку» на самолетах с тянущим винтом. Еще одним улучшением являлся полуавтоматический клиновой затвор, который автоматически открывался к концу наката. Впрочем, заряжать пушку все равно приходилось вручную.
В 1917 году фирма «Спад» получила заказ на 300 истребителей «Спад 12С1» с 37-мм мотор-пушками Гочкиса. 9 мая 1918 года на одном из таких самолетов ас Рене Фонк одиннадцатью выстрелами сбил шесть немецких самолетов. Однако большинству французских летчиков пушечное вооружение не понравилось, и в итоге на последующие модели истребителей «Спад» стало устанавливаться пулеметное вооружение.

BK 3,7 .jpg

Вторая мировая

Во время Второй мировой войны немцы, столкнувшиеся в 1943-44 годах с варварскими англо-американскими бомбардировками собственных городов, спешно стали искать противоядие против такого метода ведения войны. В итоге командование решило использовать пушки калибра 37-75 мм, чье применение ранее даже не рассматривалось. Поэтому системы пришлось разрабатывать в спешке и на базе полевых орудий.
Собранная буквально на коленке пушка, не могла быть хорошей, что и подтвердил один из первых боев. 12 мая 1944 года 26 истребителей Ме-410, оснащенных ВК-5, атаковали около 60 американских бомбардировщиков В-17, идущих без истребителей сопровождения. Итог атаки был неутешителен: 9 истребителей были сбиты оборонительным огнем, а на 8 Ме-410 пушки заклинило после первых же выстрелов.
У американцев также состояли на вооружении самолеты с крупнокалиберными пушками. Еще в конце 30-х годов тяжелая пушка была установлена на прототипе Douglas В-18А Bolo, а в 1942 году на испытания был отдан штурмовик Beech XA-38 Grizzly, оснащенный 75-мм орудием. Правда, первые «Гризли» начали поступать в войска за день до капитуляции Японии.
Вот что пишет о еще одном пушечном самолете летчик Великой Отечественной А.С. Уранов, летавший на перегоночной авиатрассе Аляска-Сибирь: «Средний фронтовой бомбардировщик-штурмовик В-25 «Митчелл» был довольно большой, двухмоторной, двухкилевой машиной, надежной и послушной в пилотировании. Нам, морским авиаторам, поставили всего несколько машин этого типа, модификации B-25G. Видимо, в варианте штурмовиков по морским целям, или для борьбы с танками, так как в нос самолета выходила 75-мм крупнокалиберная пушка, близкая по калибру к полевой артиллерии, и поэтому в составе экипажа должен был летать стрелок-артиллерист, заряжая ее настоящими снарядами. Кроме того, машина имела шесть пулеметов калибра 12,7 мм, автопилот, самогерметизирующиеся топливные баки, противообледенительную систему, отличное радио и радионавигационное оборудование. Экипаж состоял из 5-6 человек».
Действительно, на Тихом океане и в Китае действовали несколько сотен В-25, оснащенных 75-мм пушками. 5 из них дополнительно оснащались радарами и предназначались для разрушения мостов.

Ганшипы

Казалось бы, идея поражения целей пулеметно-пушечным огнем с самолета появилась одновременно с изобретением этих летательных аппаратов. Но первым идею «хорошо вооруженного самолета для поражения слабо защищенных средствами ПВО надводных и наземных целей» предложил в 1943 году майор Пол Ган. Впрочем, в небе Германии тогда и так было полно штурмовиков, бомбардировщиков и истребителей союзников, так что «ганшип» (англ. gunship - «корабль Гана» или «линкор») как таковой родился только в пятидесятых годах прошлого века.
После Второй мировой войны США все чаще и чаще стали брать на себя роль миротворца, железной рукой осчастливливая демократией многочисленные туземные режимы разных уголков планеты. В основном мир дарился путем ударов с воздуха, что вскоре вскрыло существенный минус современных реактивных штурмовиков и истребителей: малоразмерные цели в джунглях поражались тяжело, а в ночное время о стрельбе по ним можно вообще было смело забыть. Да и базировалась реактивная авиация на аэродромах с твердым покрытием, коих было не так уж и много, а располагаться они могли далековато от места боевых действий. В общем, стало ясно, что войскам нужен относительно тихоходный самолет, имеющий мощное вооружение и способный круглосуточно и быстро поражать выявленные цели.
Так на базе грузовых самолетов были созданы первые ганшипы. Количество и калибр пулеметов на них постоянно росло, пока не стало ясно, что они уже не справляются с появляющимися у вьетконговцев целями. Тогда на один из АС-130А вместо двух пулеметов «Вулкан» поставили два 40-мм одноствольных «Бофорса».
Однако в начале 70-х годов Вьетконг продолжил получать в больших количествах уже не только зенитную артиллерию, но и танки, с которыми «Бофорсы» справиться не могли. Решение проблемы было оригинальным - вместо 40-мм пушек было решено поставить одну 105-мм гаубицу.
С января по март 1971 года вновь усиленные подобным образом АС-130 уничтожили 2782 автомобиля, повредив еще 4553.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment