Паковый лед в Арктике тает рекордно быстрыми темпами. Спутниковые фотографии показывают, что знаменитый Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий полностью очистился ото льда и, по-видимому, стал судоходным. Специалисты определяют ситуацию как чрезвычайную.
Поиски Северо-Западного прохода - важная и захватывающая страница в истории мореплавания. Сколько жертв принесено, сколько совершено подвигов, сколько труда и лишений - и все ради того, чтобы открыть прямой и короткий морской путь из Европы в Восточную Азию. Северо-Западный маршрут из Атлантики в Тихий океан на несколько тысяч километров короче пути через Суэцкий канал. А ведь северный маршрут начали искать задолго до того, как был прорыт канал, когда путь вокруг Африки был еще длиннее.
В конце XV века генуэзский моряк Джованни Кабота, поселившийся в Англии, получил от короля Генриха VII дозволение «плавать по всем местам Восточного, Западного и Северного морей», чтобы открывать новые земли и государства. Каботе удалось организовать две экспедиции на запад. Сначала он достиг острова Ньюфауленд и открыл Большую Ньюфаулендскую банку. Во второй экспедиции Кабота умер, а его сын Себастьян прошел далеко на запад вдоль североамериканского побережья и сумел вернуться в Англию.
Через почти сто лет драматическую историю открытия северо-западного пути на Дальний Восток продолжил офицер английского морского флота Мартин Фробишер. Англичане думали, что Кабота добрался до Китая. Фробишер хотел снова пройти тем же путем и в 1576 году добился организации экспедиции. Один из трех парусников экспедиции погиб возле Гренландии со всей командой. Второе судно повернуло назад. На единственном оставшемся корабле упрямый Фробишер отправился дальше. Он высадился на островке, потом прошел узким проливом, названным его именем, достиг юго-восточного выступа Баффиновой земли и встретил на берегу эскимосов. Фробишер полагал, что он прибыл в Азию. Он набрал образцов растений и камней, которые принял за золотую руду. Прихватив с собой одного эскимоса, Фробишер, несмотря на все опасности и потери, с остатками команды 23 сентября 1577 года вернулся в Англию и поспешил доложить при дворе об открытых им месторождениях золота.
Весной следующего года по приказу королевы Елизаветы I за золотом отправилась возглавленная Фробишером флотилия из 15 кораблей. В Северной Атлантике ее разметало штормом, один большой корабль затонул, остальные выбрались в пролив, очистившийся от плавучих льдов. Фробишер открыл несколько островов и полуостровов, но не имея возможности обойти их вокруг, он не получил ясного представления об увиденных кусках суши и внес на карты довольно фантастические очертания береговых линий. Построить английскую крепость на берегу «пролива, ведущего в Китай» он не смог, но набил трюмы кораблей «золотой рудой». Корабли экспедиции Фробишера вернулись в Англию, однако ни один ученый муж не смог обнаружить в «золотой руде», ни крупинки золота. Фробишер потерял интерес опасным и бесплодным северным островам и больше никогда там не был.
Прошло немного лет, и в 1585 году другой англичанин Джон Дэвис сделал попытку открыть Северо-Западный проход, чтобы сократить путь в Индию. Он прошел около 600 километров вдоль берегов Гренландии и решил, что нашел северо-западный путь в Индию. В 1586 году он сумел обследовать часть побережья Баффиновой земли, потеряв часть команды. Измученный голодом и жаждой от недостатка пресной воды, Дэвис повернул назад, убедившись, что до Индии ему не дойти. В 1591-1592 году при его участии состоялась безуспешная экспедиция Кавендиша для поиска прохода в Тихий океан.
Весной 1610 года опытный английский капитан Генри Гудзон вышел из Лондона и направился на запад с целью открыть проход в Тихий океан. За лето он прошел проливами среди островов более 1200 километров. Осенью Гудзон высадился на остров с зажатого льдами корабля и остался на зимовку на 53° северной широты. Перезимовали относительно благополучно, но в июне 1611 года, когда судно спустили на воду, ненадежная команда окончательно взбунтовалась. Гудзона вместе с сыном и верными капитану членами команды посадили в шлюпку и бросили погибать в ледяном море, окруженном пустынными островами…
Уильям Баффин совершал многотрудные плавания в Арктических водах в 1612-1616 годах. Баффин исследовал Гудзонов залив и море, впоследствии названное его именем, открыл несколько островов в Канадском Арктическом архипелаге.
Англичане предприняли нечеловеческие усилия и принесли много жертв в попытках открыть Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий. Но честь первооткрывателя пути от берегов Гренландии до берегов Аляски принадлежит норвежцу Роальду Амундсену. С 1903 до 1906 года на небольшом промысловом судне «Йоа» Амундсен с командой скитался по островам Канадского архипелага, зимовал с эскимосами. На родине его считали пропавшим без вести и не верили в благополучный исход экспедиции. Но Амундсен упорно продвигался на запад и достиг своей цели.
Плавание в арктическом архипелаге в эпоху парусного флота было очень тяжелым, изнурительным и опасным. Даже позднее, когда на смену парусникам пришли пароходы, использование Северо-Западного пути в арктических широтах не перестало быть рискованным делом. Он так и остался практически непроходимым для торгово-транспортных судов и непригодным для регулярного мореплавания.
По сообщению Европейского космического агентства ЕСА, условия для навигации в Северо-Западном проходе сейчас значительно изменились. На спутниковых фотографиях отчетливо видно, что сплошное ледовое покрытие в районе Северного полюса имеет сейчас самую маленькую площадь за все время орбитального наблюдения, то есть за три десятилетия. По сути дела, весь Северо-Западный проход освободился ото льда. Площадь сплошного льда составляет, по данным ЕСА, примерно три миллиона квадратных километров. На миллион меньше, чем было в 2005 и 2006 годах - рекордных по убыванию площади сплошных льдов. В те годы Северо-Западный проход еще не был полностью свободным ото льда.
Максимальная площадь ледяного покрова в Арктических водах регистрируется в марте, а минимальная в сентябре. За последние десять лет площадь сплошного льда уменьшалась, по сообщению ЕСА, в среднем на 100 тысяч квадратных километров в год. «Отступление ледяного покрова на миллион квадратных километров за один год - это экстремальная ситуация», - сказал Лейф Тоудаль Педерсен из датского космического центра. Это значит, что летом морской лед, по всей вероятности, начинает таять значительно раньше, чем предполагалось. «Мы должны срочно детально разобраться во всех процессах, которые при этом происходят», - сделал вывод Педерсен.
Арктика издавна считается таким местом, где глобальные климатические изменения имеют особенно явные последствия - из-за эффекта обратной связи. Если полярные льды тают, то их площадь, отражающая солнечные лучи, уменьшается, поэтому таяние льда еще больше усиливается. Ученые полагают, что арктический полярный лед может исчезнуть к 2040 году, а летом арктические воды будут очищаться ото льда даже раньше - к 2020 году.
Сейчас трудно предвидеть все последствия таяния льдов в арктических морях. Не исключено, что изменение будет иметь и положительные стороны. Северо-Западный проход может стать судоходным, и это принесет большую выгоду. Потепление климата сделает более доступными богатые запасы нефти и природного газа за Северным Полярным кругом. Уже сейчас началось противоборство нескольких претендентов на богатства недр Арктики. Российские исследователи демонстративно установили национальный флаг под Северным полюсом на морском дне на глубине 4000 метров, чтобы обозначить претензии своей страны на эту область. Канада объявила о намерении патрулировать Северо-Западный проход, чтобы укрепить свои права на него.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
No comments:
Post a Comment