Sunday, February 8, 2009

Мистическое преображение Блеза Паскаля

bless paskal.jpg

Выдающийся французский философ Блез Паскаль, автор проникновенных трактатов о смысле существования человека во Вселенной, родился в 1623 г. в городе Клермоне. В 1631 г. он с родителями переехал в Париж.
Уже в детстве у Блеза обнаружились исключительные математические дарования. Рассказывают, что он, не зная еще геометрии, самостоятельно от-крыл теорему о сумме углов треугольника. Когда юноше исполнилось 14 лет, он наравне с отцом, хорошим математиком, стал постоянным участником еженедельных математических собраний. На одном из заседаний Блез сделал сообщение о найденной им теореме из проективной геометрии. Этот доклад произвел на крупных ученых настолько сильное впечатление, что было решено впредь называть новую теорему «Теоремой Паскаля». Вскоре после этого он написал работу о конических сечениях. Когда знаменитый философ и ученый Рене Декарт ознакомился с ней, он отказывался верить, что автору всего 16 лет.

Блез Паскаль был не только теоретиком, но и практиком - он изобрел пер-вую счетную машину для четырех арифметических действий, просто для того, чтобы облегчить работу отца на интендантской должности. Ему пер-вому пришла идея создания общественного транспорта - «карет за пять су». Эти кареты двигались по определенному маршруту в одно и то же время и перевозили пассажиров за твердую плату. Новшество всем понра-вилось и вскоре нашло применение в Париже, затем в Лондоне и других городах. Там же в Париже, на башне Сен-Жак он ставил свои барометриче-ские опыты, с помощью которых установил, что воздух тем более разре-жен, чем выше он от поверхности Земли. Паскаль также показал, что с по-мощью барометра можно точно определить высоту местности. Ученый впервые в истории науки подсчитал вес всей земной атмосферы. Именно он заложил основы гидростатики.
В 1652 году во время болезни отца, Блезу попала в руки книга нидерланд-ского богослова Янсения «О преобразовании внутреннего человека». Его поразила фраза автора: «Беспокойное любопытство развивает умственную деятельность человека, и мы ее называем наукой. Это любопытство застав-ляет нас проникать в тайны природы, которые нас не касаются, которые нам не нужно знать и которые мы стараемся изучить только для того, что-бы сказать: я знаю». При чтении Янсения, Паскалю показалось, что всякое человеческое знание есть гордость и суета и он написал потом: «Да, я по-нял, что отвлеченные науки не свойственны человеку, и чем более он им предается, тем более заблуждается».
В тот год Паскаль впервые встретился с янсенистами, их беседы ему за-помнились, но ничего не изменили в его жизни. Между тем в 1653 г. отец его умер и оставил большое наследство. Блез стал жить роскошно и пус-тился в большой свет, даже собирался купить себе служебную должность и жениться. Но неожиданно для всех в расцвете своих творческих сил и спо-собностей, в возрасте 30 лет, молодой человек бросил занятия наукой.
Это произошло 8 ноября 1654 г. в Париже. Паскаль проезжал в коляске по мосту Нейи. Вдруг лошади его кареты взбесились и сорвались в реку, лоп-нувшие постромки чудом спасли ученого от неминуемой гибели. В ту ми-нуту, как вспоминал Паскаль, он реально ощутил бездну небытия. После несчастного случая, обратившись к религии, он стал вечерами молиться, а 23 ноября, во время медитации, молодой человек переживает то таинст-венное, что он назовет «Огненной Ночью». Что ему раскрылось тогда - он никому не расскажет, но запишет отрывочно на куске пергамента и зашьет в подкладку своей одежды. После его смерти, записка будет найдена, но не расшифрована.

paskal mashine.jpg

Середина XVII века в Европе была очень богата новыми религиозными учениями и ересями. Среди них особенно много шума наделал янсенизм. Книга о святом Августине нидерландца Янсения вызвала ожесточенную атаку самых влиятельных представителей духовенства иезуитов. Теологи-ческие споры затянулись на много лет. Янсенистов не раз осуждали папы римские, но у них нашлись защитники - все те, кто был недоволен клери-кальной монархией, папской курией и их приспешниками - иезуитами.
32-летний Блез Паскаль уединился в янсенистском монастыре Пор-Рояль. Здоровье его было сильно подорвано, он был парализован и мог ходить только на костылях. Тем не менее, в Пор-Рояле он написал свои самые удивительные произведения «Апологию христианской религии» и «Мыс-ли», в которых, между прочим, называет человека «мыслящим тростни-ком»: «Взирая на безмолвный мир и на человека, лишенного света, предос-тавленного самому себе, как бы потерянного в этом уголке вселенной, ни знающего, ни кто его сюда поставил, ни что ему делать, ни что будет с ним, когда он умрет, я ужасаюсь, как человек, которого спящим перенесли бы на пустой остров и который, проснувшись, не знал бы, где он находит-ся».
Пребывая в гордом одиночестве в стенах «сектантского» монастыря, Пас-каль впал в крайнюю религиозность. Он сделался аскетом и на голом теле носил пояс, усеянный железными шипами. Свои прежние занятия наукой осуждал, называя их «похотью ума». В октябре 1658 года, однажды ночью, у него нестерпимо разболелись зубы, и чтобы как-нибудь отвлечься от пульсирующей боли, он задумался о циклоиде - кривой, которой тогда многие интересовались. В ту ночь, в состоянии едва ли не бессознатель-ном, Паскаль написал трактат о циклоиде (под названием «История рулет-ты»). В этом знаменитом труде он предвосхитил многие положения диф-ференциального и интегрального исчисления. Позднее, Лейбниц призна-вался, что свой «дифференциальный треугольник» - чертежик, которым до сих пор поясняется сущность производной функции, он придумал, увидев некий рисунок в труде Паскаля.
Через пять лет, душевнобольной, обессиленный жестокими страданиями, Паскаль слег и потребовал, чтобы его увезли в госпиталь, где он и умер 14 августа 1662 года, 39 лет от роду, оставив потомкам множество ценных рассуждений. «Пусть человек не довольствуется созерцанием того, что его окружает, пусть он взирает на всю природу во всем ее величии. Это беско-нечная сфера, центр которой повсюду, а окружность нигде. Один из ося-заемых признаков Божьего величия это то, что наше воображение теряется при этой мысли».

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment