Tuesday, February 17, 2009

Петроглифы Карелии

besovy_sledki-1.jpg

Весьма любопытно, но самое первое «окно в Европу» было не прорублено, а открыто задолго до Петра I жителями карельского Беломорья. Вообще, история Беломорья неразрывно связана с поморами - особым русским субэтносом, берущим начало напрямую из Новгорода и в силу отдаленности от центра страны до сих пор сохранившим особый этнографический облик. Даже сейчас, несмотря на массовые переселения, многочисленные войны и прочие катаклизмы ХХ века, поморы умудрились сохранить свой особый быт.
Впервые же люди появились в этих местах как минимум в IV тысячелетии до нашей эры.

По крайней мере, именно этим временем ученые датируют петроглифы - уникальнейшие памятники первобытного искусства. С древнегреческого - резьба на скале: petra - скала, камень, glyphe - резьба. Петроглифы, так же, как знаменитые Кижи и Валаам, считаются одним из главных туристских брендов Карелии, тем более что открытия новых наскальных изображений продолжаются до сих пор. Последняя находка неизвестных ранее петроглифов была обнаружена в 2005 году совместной экспедицией карельских и британских археологов на реке Выг.
Главные достоинства петроглифов Карелии - оригинальность, загадочность, разнообразие тематики, стиля, обилие сцен, качество выбивки, хорошая сохранность, исключительно выразительное природное окружение, обилие древних стоянок в непосредственной близости от наскальных памятников.
Наскальные рисунки - это не просто картинки с натуры, а переработанный сознанием человека реальный мир, связанный с культом, системой верований и обрядов, а также мироощущением людей в целом. Вне всякого сомнения, они занимали важнейшее место в жизни древнего человека. Племена, обитавшие здесь в то время, вероятно, были предками саамов. Этот народ, принадлежащий к финно-угорской языковой группе, живет сейчас на самом севере Европы, в Лапландии (Норвегия), Швеции, Финляндии и Мурманской области. Сегодня общая численность саамов невелика, их всего несколько десятков тысяч. Но некогда они были гораздо более многочисленны и жили на огромных просторах, вплоть до Ладожского озера на юге Карелии. Позднее саамов вытеснили на север иные карельские, финские племена, викинги и новгородцы.
Петроглифы Карелии могут служить прекрасным материалом для восстановления картины жизни древних обитателей этих мест. Здесь фигурируют и основные объекты промысла - северные олени и лоси, моржи, тюлени, киты, и орудия труда. Прежде всего, это - лодки, гарпуны, луки со стрелами и копья. Изображения лыж и лыжников относятся к числу наиболее древних не только на севере Европы, но и во всем мире. Кстати, норвежские исследователи утверждают, что именно предки саамов первыми из европейцев встали на лыжи!
Своеобразным всеобъемлющим символом мировоззрения древних народов является образ так называемого «Древа жизни» или «Мирового Древа», как олицетворения оси мироздания, связывающей воедино подземный, земной и надземный планы бытия. «Древо жизни» - символ единой и одухотворенной Природы, неотъемлемой частью которой является и человек. Это - своеобразный пароль, точка отсчета, позволяющая нам прикоснуться к основам древнего миропонимания. Кстати, одним из самых ранних изображений «Мирового Древа» на территории нашей Родины, является один из петроглифов в Карелии, высеченный на камне около шести тысяч лет назад.

photo_434-1.jpg

Кто выбил на скалах изображения зверей, людей, неизвестных существ и странных солярных знаков - до сих пор неясно, но интересно, что приезжие из Индии и даже Австралии умудрялись найти в этих фигурках знакомые мотивы. Примерно с ХIV века письменные источники фиксируют на западном побережье Белого моря постоянные русские поселения.
Именно с побережья реки Выг, на берегах которой ныне стоит город Беломорск, начались пути монахов Савватия, Зосимы и Германа к Соловецким островам. Села и городки Беломорского района Карелии принадлежали знаменитой Марфе Посаднице, а примерно с ХVI века эти места становятся ареной кровопролитных битв - в летописях рассказывается о «немцах», приходивших под стены беломорских острогов. Разумеется, это были не выходцы из далекой Германии, а шведы, во времена Смуты - казаки и поляки, надеявшиеся поживиться в богатых поморских селах. А это действительно были зажиточные края. Поморье никогда не знало крепостного права и татаро-монгольского ига, здешние жители почти не пахали землю, зато были знающими мореходами, оборотистыми купцами и искусными ремесленниками. Достаточно сказать, что паруса на кораблях английского флота, благодаря которому Великобритания и стала «владычицей морей», держались на канатах, сплетенных из пеньки именно здесь. А самым дорогим продуктом была соль «поморочка», вываренная из морской воды и мгновенно раскупавшаяся на всем пространстве от Москвы до Швеции. Поморам не было нужды «рубить окно в Европу» - по сути, эта часть русского народа и была европейцами, порукой чему являлись многочисленные браки с соседями-скандинавами, прежде всего - норвежцами.
Существовал даже специальный диалект «руссо-ношко», в котором примерно 40% слов были русскими, 40% - норвежскими, остальные были взяты из международной торговой и флотской лексики. Сейчас в Норвегии есть даже музыкальная группа, играющая этно-рок, и использующая в своих композициях эту своеобразную лексику. Название группы можно понять без всякого перевода, так как это словосочетание взято прямо из «руссо-ношко» - называется группа «Мое. По-твое». Именно этими словами поморы и норвежцы констатировали заключение взаимовыгодной торговой сделки, от которой будет прямая польза обеим сторонам. Никаких печатей не требовалось - вся Скандинавия знала поморов как людей честных, верных своему слову и необыкновенно мужественных. Так, в городском музее норвежского города Тромсе первым, на что обращает внимание вошедший посетитель, оказывается огромный православный крест. Он привезен сюда со Шпицбергена - легендарной земли, где согласно сказам и легендам располагались летние покои Снежной Королевы, и куда первыми добрались именно русские поморы. Они-то и установили там крест.
С такими ловкими мореходами, купцами и ремесленниками охотно роднились окружающие народы, а потому в поморском этнологическом типе так много от скандинавов. Любой норвежец был не против выдать свою дочь за оборотистого русского купца. И наоборот. Семьи смешивались, ездили друг к другу в гости - благо, граница на Севере была исключительно символической. Благодаря этому, до сих пор в любом телефонном справочнике Северной Норвегии можно обнаружить русские фамилии потомков от смешанных браков поморов и норвежцев, потерявших связи с Родиной после появления «железного занавеса».
Впрочем, одно дело - фамилия, совсем другое - культура и обычаи. Побывав в Карельском Беломорье, вы сможете окунуться в мир русского Севера столетней давности в его чистоте и строгости. Подобного места нет больше нигде в мире.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment