Wednesday, February 18, 2009

Тантра и тайны сиддхов

subramanya.jpg

В Индии и Непале по сей день немало поклонников Тантры, восходящей к древнейшим матриархальным культам плодородия. Загадочность тантрических ритуалов привлекала многих видных мыслителей. Например, Тантру много лет изучал отечественный фантаст и ученый Иван Антонович Ефремов, считая, что без знания восточной мудрости до звезд не долететь. Даже земной звездолет в романе «Туманность Андромеды» вовсе не случайно был назван им «Тантра».

Правда, писателю в свое время пришлось несладко после самовольной кремации им тела собственной жены, пепел которой он развеял над морем, согласно ее последней воле…
Тантрические ритуалы - связующее звено между распространенными на юге Индии культами поклонников женского начала Шакти и тибетскими буддийскими школами, близкими к шактизму. У них общие уважаемые святые - выдающиеся йоги, называемые сиддхами. Обычно таковых насчитывают 84. В большинстве своем это мужчины, хотя среди сиддхов есть и женщины-йогини.
Само слово «сиддхи» (успех, победа) означает и проявляющиеся после долгого обучения медитации «сверхъестественные» способности (заметим, что демонстрировать их любопытным не принято). Жизнеописания сиддхов чаще всего относятся к периоду между VIII и XII веками, когда в Индии была сильна тантрическая традиция в буддизме, позднее ушедшая частью в Непал и Тибет, частью - на юг полуострова.
Некоторым из сиддхов приписывают умение левитировать, превращать элементы, проходить сквозь огонь… Но главным считают не «чудеса», а умение быть по-настоящему спокойным. В одном из древних трактатов о таком человеке сказано: «Спокойный сердцем, невозвышающийся, лучезарный, развитый, внимательный, освобожденный от зла, гибкий, готовый к действию, прочный и невозмутимый, он приводит и направляет свои усилия к состояниям чудесного умения. Он овладевает различными аспектами этого дара: будучи единичным, он становится многими, и, будучи многим, возвращается к одному. Он становится воспринимаемым и невоспринимаемым; он преодолевает стены, или холмы, или заграждения без разрушений; как воздух; он движется сквозь твердые пласты, как сквозь воду; он идет по воде, не проваливаясь, как по твердой земле; в позе лотоса он странствует в небе, как птицы, летящие по ветру; он касается даже солнца и луны, сколь бы могучи они ни были…» Заметим, что сиддхам приписывают умение управлять «вложенными личностями», иногда проявляющимися в сознании человека, сохраняя при этом здравый рассудок: «будучи единичным, он становится многими, и, будучи многим, возвращается к одному».
Уже многие столетия в Тантре известны две основные школы - Правой руки и Левой руки. Адепты «пути правой руки» соблюдают так называемое «правило пяти М». В санскрите пять слов, обозначающие мясо, рыбу, вино, секс и прожаренную фасоль, начинаются с буквы М. Мало того, название блюда из жареных бобов совпадает с наименованием тайных жестов-мудр. Так вот, все пять соблазнов (есть мясо и рыбу, пить вино, жить с женщиной, говорить языком тайных жестов) запрещены в «пути правой руки». И, наоборот, они разрешены в «пути левой руки».

krishna_arjuna.jpg

«Путь левой руки» ныне распространен в Тибете, Непале, Индии. Он тесно связан с одной из буддийских школ - Ваджраяной, то есть «Алмазной колесницей» или «Колесницей Грома», а на юге Индии также и с наследием древних культов женского начала. Недаром даже само слово «Тантра» означает «тянуть ткань, пряжу». В наше время известны западные секты, извращающие «путь левой руки» в духе оргий, однако попробуем судить о тантрической практике по первоисточникам.
Суть тантрического учения хорошо видна из жизнеописания сиддха по имени Домбипа. Вот как эта легенда выглядит в кратком пересказе.
Жил-был человек царского рода, получивший посвящение. Он относился к своим подданным весьма доброжелательно. Однажды этот правитель сказал министрам: «Обычным людям у нас тяжело - множество грабителей, растет число бедных, многие из них полны страха». И предложил, чтобы каждый, ставший свидетелем преступления или несчастья, мог подойти и ударить в специальный большой колокол. Дела пошли лучше. Но вот однажды, в столицу пришли бродячие певцы и танцоры из низкой касты. Среди них была юная красавица, дочь одного из певцов. Царь спросил певца, не отдаст ли тот ему свою дочь. Певец сначала отказывался, говоря, что такое предложение недостойно царского рода. Однако царь был настойчив и добился своего. Правда, официального брака не было, и целых двенадцать лет никто не знал, что девушка стала тантрическим партнером царя. И все же, в конце концов, тайна раскрылась. Тогда царь отрекся от престола в пользу сына, а сам с подругой удалился в джунгли, где они вместе провели еще двенадцать лет, практикуя Тантру.
Тем временем оказалось, что наследник не в состоянии управлять страной. После долгих споров было решено вернуть власть прежнему царю. Особое посольство отправилось в джунгли, где посланники застали правителя сидящим на земле под деревом и занимающимися медитацией. Его подруга тем временем как раз пошла за водой. И посланники вдруг увидели - она скользит по глади озера, стоя на листе лотоса, и не тонет. Они были настолько поражены этим, что вернулись в город - рассказать о чуде. Жители вновь решили направить их к бывшему царю с просьбой вернуться на трон.
Наконец, царь и его подруга появились в городе верхом на молодых тиграх. Вместо кнутов они держали в руках ядовитых змей. Изумленные горожане вышли навстречу, призывая бывшего правителя вернуться к власти. Однако царь напомнил, что теперь он из-за происхождения подруги должен считаться членом низкой касты. Правда, добавил, что это важно только при жизни, а после смерти касты уже не имеют значения. И предложил дать возможность им с подругой вновь родиться из огня. А уже после этого нового рождения он, возможно, будет согласен принять царство.
Был разожжен костер, куда взошли влюбленные. Огонь горел семь дней. И в языках пламени люди видели очертания влюбленной пары. И вот появились новые сияющие тела. Подданные уверовали в Тантру, а царь стал известен как мастер Домбипа, по имени низкой касты «домби».
Вернувшись на трон, Домбипа объявил министрам и подданным: «Если вы сможете жить как я, то я согласен управлять вами. Если же нет, то я не буду царем». Все удивились, говоря: «Как же мы можем быть такими, как вы?» Тогда царь сказал: «В этих владениях мало истины и счастья, и много дурного. Я буду править в области ясного света». Куда и ушел.
Как видим, тантристы выступали против разделения людей на касты. Кстати, пламень мудрости в Тантре имеет зеленый цвет, что по древней символике пяти цветов священного огня уравнивает высшие и низшие по рождению тотемы (желто-зеленое пламя рода Кобры и зеленое - родов Лягушки и Попугая).
Символом понимания сути Тантры являются особые изображения бога Шивы, сочетающие в себе мужское и женское начало. Такой Шива, у которого правая половина тела мужская, а левая - женская, носит имя Ардханаришвара. Обычно подобное существо считают аллегорией, вроде аналогичного Андрогина, популярного в среде алхимиков средневековой Европы. Но заметим - в живой природе, хотя и редко, встречаются особи, у которых именно по оси симметрии тела проходит граница между полами. У человека гермафродитизм проявляется иначе. Но много ли мы знаем про то, кем был прототип синекожего бога Шивы?
Однако оставим пока что область догадок и напомним - в канонических версиях мифов, Шива женат на красавице-горянке. Что касается владения йогой и необычных способностей, то Шиву и его супругу Парвати часто изображают с «лучами силы», исходящими из их ладоней…

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment