Saturday, January 24, 2009

«Шепот питона»

2497707981_3b1e1f0077_b.jpg

Недавно норвежские археологи обнаружили следы ранней ритуальной деятельности человека в Нгамиленде (Ngamiland) в Ботсване. Среди холмов Тсодило (Tsodilo) есть скала Араутари, напоминающая голову питона. Здесь живут представители народности сан (бушмены), которые придерживается традиционных языческих верований.

Название скалы переводится с местного наречия, как «Шепот питона» или «Шепчущий питон».
В апреле норвежские ученые из университета Осло во главе с доктором Шейлой Коулсон приступили к обследованию холмов Тсодило, где, по мнению археологов находилась стоянка древнего человека. Изучив скалу Аруатари, норвежцы поняли, что она была обтесана древними жителями Нгамиленда с целью сделать камень еще более похожим на голову змеи. Глаза каменного питона были выдолблены каким-то инструментом, а его голова и шея отшлифованы. По-видимому, в глазные впадины в древние времена были вставлены
какие-то камни, возможно даже драгоценные. Скалы, окружающие Араутари, покрыты множеством желобков,
имеющих искусственное происхождение. Желобки формируют группы. Как предположила доктор Коулсон, это, возможно, какие-то послания, каменная книга, которую еще предстоит расшифровать.

Питон является одним из центральных персонажей мифологии местных племен. Легенда гласит, что когда-то в незапамятные времена в пустыне Калахари жил злой великан Барлан. Он угонял скот у людей, крал и насиловал красивых девушек. Самые сильные мужчины пытались побороть Барлана, кидая в него дротики, обстреливая стрелами и кидая копья. Но с таким же успехом злое и страшное чудовище можно было колоть
иголкой. Тогда люди обратились к питону, который жил в лесу на окраине пустыни и попросили защитить их. Питон согласился помочь. Он обвил великана кольцами с головы до пят и душил пять дней. Барлан пытался разорвать питона, и ему это почти удалось. Но питон все-таки оказался сильнее и задушил Барлана. По другой легенде весь народ сан ведет свое начало от питона и прекрасной богине дождя Арнии.

2678215598_e3987d9854_o.jpg

Археологи нашли в холмах в непосредственной близости от необычной скалы много артефактов. Некоторым из них не менее 70 тысяч лет. Это каменные топорики, дротики, наконечники для копий, а также необычно вытесанные камни и кремни, которые, по-видимому, исполняли роль ритуальных предметов. Позади скалы Араутари доктор Коулсон обнаружила узкое отверстие, в которое едва может протиснуться худощавый человек. Он ведет в маленькую пещеру. Отверстие незаметно. Его трудно обнаружить, если точно не знать, где оно расположено. Стены входа в пещеру и в самой пещере очень гладкие, что говорит о том, что ею пользовались в течение столетий. По-видимому, и сама пещера имеет отчасти искусственное происхождение, как и скала в виде питона. Ученые заметили интересный эффект. Если человек спрячется в пещере и начнет говорить, то людям, находящимся около скалы, будет казаться, что говорит сам «питон». Так вот откуда название скалы! По-видимому, этот эффект использовали древние шаманы. Они прятались в скрытую пещеру, а верующим казалось, что говорит священный змей.

И в наши дни около скалы производятся ритуальные действия. Неподалеку живет группа людей из племени сан. Около шестидесяти человек объединены вокруг мужа, жены, и их женатых детей, которые также имеют детей. Все члены группы связаны родственными узами. Их жилища представляют собой легкие полукруглые хижины, построенные из ветвей, покрытые сверху прутьями и травой. Сан живут охотой, их оружия - капканы, луки с отравленными стрелами и дротики, образ жизни этих людей остался неизменным в течение столетий. Сан питаются также дикими плодами, орехами и насекомыми.

В зависимости от сезона они перемещаются по пустынным районам Ботсваны. Сан обменивают у тсвана продукты своей охоты на одежду и табак, иногда служат у последних погонщиками скота. Сан имеют арактерную внешность, резко отличающую их от других африканцев. У них светлая кожа, темные волосы, скрученные в спиральки, маленькие головы, плоские лица и широкие носы.
По сути, это дети природы, сохранившие свои традиционные верования. Доктору Коулсон и ее помощникам африканцы разрешили посмотреть на проведение обряда, который бушмены практикуют, чтобы испросить у духов предков удачу на охоте. Обряд начался с того, что мужчины выстроились в шеренгу и исполнили танец, имитируя движения следопытов и охотников. Их, то плавные, то резкие движения сопровождались громкими, ортанными криками. Затем женщины встали в круг и тоже начали танцевать, покачивая бедрами. Обряд закончился коллективной молитвой, обращенной к духам предков и священному питону. Так объяснил археологам переводчик. На вопрос, знают ли люди из племени сан о существовании скрытой пещеры позади Араутари, переводчик пояснил, что знают, но не используют ее во время обрядов.
Норвежские археологи собираются продолжать раскопки у скалы Араутари, которые обещают принести много новых интересных находок. Пока не ясно, чьи предки жили здесь, современных сан, до сих пор практикующих обряды у «Шепчущего питона», людей племени тсвана или других народов группы банту, а может, их общие предки.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment