Friday, January 16, 2009

Мать Тереза. Подарок любви.

main_teresa.jpg

У ворот городской больницы Калькутты умирала старая нищенка. Ее лицо и руки сплошь покрывала короста, а отвратительный запах, который исходил от ее гниющего тела, заставлял редких прохожих ускорять шаг. На что она надеялась, идя к больнице? Наверное, на человеческое милосердие, на то, что врачи заберут ее с улицы, залитой злым южным солнцем, положат на койку, застеленную чистой белой простыней, и дадут лекарство, которое вернет ей здоровье. Или хотя бы накормят похлебкой, которая по карману разве богачам, а бедняки едят ее лишь по самым большим праздникам.

Но никто не вышел к умирающей, не взял ее в больницу, не накормил и не дал лекарства. Она лежала на земле, не в силах даже стонать, а мимо проходили люди, и в их сердцах не было сочувствия. Да и зачем сочувствовать? Разве мало нищих в Калькутте? Разве нет таких, которые рождаются, живут и умирают на кучах мусора?..
Но вот в конце улицы показалась женщина в белом сари с синей каймой. Это была монахиня, мать Тереза. Она остановилась возле умирающей, а потом вошла в больницу и стала просить врачей помочь несчастной. Напрасно. Ей отказали мягко, но решительно. «Значит, ей должна помочь я», - решила монахиня, но… не смогла заставить себя коснуться зловонного тела. Не все в человеческих силах. И монахиня хотела идти дальше, но не смогла. Она стала шептать слова молитвы: «Святая Мария! Сделай так, чтобы мое сердце, полное любви к Христу, смогло полюбить и это несчастное существо. Помоги мне увидеть Христа в этом разрушенном теле».
«Я вернулась к ней, - вспоминала позже мать Тереза, - я нашла для нее кров, дала напиться, вымыла ее, расчесала ей волосы, и она умерла с улыбкой. С тех пор я поняла, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость»…
В тот день матери Терезе исполнилось 38 лет. Половину своей жизни она проработала в Калькутте учительницей в школах ордена Лорета. Преподавала индийским девочкам историю и природоведение, свято уверовав, что в образованном обществе не должно быть такой вопиющей бедности, какая царила тогда в стране. А в свободное от работы время молилась, разговаривала с Христом, однажды и на всю жизнь полюбив которого, полюбила и всех людей.

be026616_lores[1].jpg

Много лет спустя, когда один из журналистов, услышав из уст матери Терезы историю о том, как ей удалось помочь умирающей нищенке, воскликнул: «Я не смог бы прикоснуться к ней и за миллион долларов!» Мать Тереза внимательно посмотрела на него и произнесла: «За миллион долларов и я не смогла бы. Только бесплатно. Из любви ко Христу».
А ведь она не собиралась становиться монахиней! Агнес Гонджа Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в городке Скопье, столице Македонии. В семье она была младшей из троих детей. Ее отец, Никола Бояджиу, и мать, урожденная Дранафиле Бернаи, албанцы по национальности, были не мусульманами, а католиками, что само по себе большая редкость.
В детстве Агнесс мечтала быть то писательницей, то музыкантшей, то врачом, то учительницей. Ее мать, Драна, не мешала детским фантазиям. Она верила, что эта хорошенькая, веселая и смышленая девочка всегда будет послушной дочерью и поступит так, как ей посоветует она, Дранафиле Бояджиу. Вот, например, однажды мать сказала Агнес, что хотела бы видеть ее поющей в церковном хоре, и малышка даже не вздумала возражать, и теперь ее серебряный голосок так красиво звенит вместе с остальными детскими голосами во время церковных служб. Каково же было потрясение Драны, когда 18-летняя Агнесс попросила благословить ее стать монахиней и отправиться в Калькутту, чтобы там, помогая бедным, служить Богу. Откуда эта безумная идея? Откуда эта блажь?
Целые сутки мать не находила себе места. Она пыталась отговаривать Агнес, убеждала ее остаться дома, объясняя, что и здесь можно служить Христу. Зачем уезжать для этого на край земли? Но обычно покладистая дочь теперь оказалась непреклонной.
И мать сдалась, дала свое благословение, хотя предчувствовала, что больше никогда не увидит свою девочку.
27 сентября 1928 года поезд умчал Агнес из Скопье в Загреб. Затем она отправилась в Дублин, в монастырь ордена Лорето. Здесь она задержалась на год, чтобы выучить английский язык, а затем поехала в Калькутту. У девушки почти не было багажа, она не слишком хорошо знала английский, но, как пишут сейчас многочисленные биографы, самое главное, что у нее было, это - стихийный экуменизм: ей неважно было какого вероисповедания перед ней человек, она собиралась помогать любому, вне зависимости от того христианин он, мусульманин или иудей.
Старший брат Агнес, Лазарь, который учился в военной академии в Австрии, однажды прислал Агнесс письмо, в котором назвал ее решение блажью, и вскоре получил ответ: «Ты гордишься тем, что, став офицером, поступишь на службу к королю с двумя миллионами подданных? Это твое право. Я же буду служить королю всего мира!»
В Калькутте девушка преподавала в Институте Святой Терезы и вскоре стала директором этого заведения. Ученицы боготворили свою молодую учительницу, и та отвечала им взаимностью. В 1931 году она приняла монашеский обет и получила имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году францисканской монахини Терезы, известной милосердием. Казалось, впереди ее ждет череда светлых безоблачных лет, которые она проведет за стенами Института. Но произошло неожиданное. В сентябре 1946 года Терезе было откровение: Господь попросил свою невесту покинуть орден Лорето и отправиться в трущобы Калькутты, чтобы служить самым бедным…

Camara,mother Teresa37871.jpg

Трущобы Калькутты огромны. Это целый мир людей, родившихся и живущих в нищете, голоде и болезнях. Мир людей, не ждущих помощи ниоткуда, не верящих в добро. Именно туда предстояло отправиться молодой женщине, именно там она должна была начать исполнение своей миссии. Она ушла из института в одном белом сари с синей каймой, сжимая в кулаке пять рупий. А больше ей ничего и не надо: монахиня верила, что Господь позаботится и о ней, и о ее подопечных.
Некий Альфред Гомес, в доме которого пустовал верхний этаж, по рекомендации местного священника, пустил туда монахиню. В комнатах не было мебели, и женщина спала на тощем матрасике, брошенном у стены. Именно здесь возникла первая школа для детей-сирот. Мать Тереза учила их мыть руки, а во время прогулок она преподавала им азы грамоты - писала буквы палочкой прямо на земле. Через несколько лет эта школа разрослась в сеть детских приютов Ордена милосердия, который к тому времени создала и возглавила мать Тереза. Она и ее помощницы, одиннадцать сестер из Ордена Лорето, которые присоединились к ней в 1949 году, подбирали брошенных детей на улицах, приводили их в приют, мыли, кормили, одевали, учили читать и писать. Позднее, выступая против абортов, мать Тереза говорила: «Вам не нужны ваши дети, вы не в силах прокормить их, дать чуточку вашей любви? Отдайте их мне, но не убивайте!»
Видя на улице умирающего нищего, мать Тереза и ее помощницы, несли его куда-нибудь под крышу, защищая от палящего солнца, старались хоть как-то облегчить страдания. Вскоре об этом узнали городские власти, которые в общем-то были не в восторге от того, что тысячи бездомных умирают от голода и болезней на глазах многочисленных иностранных туристов. В 1952 году матери Терезе предложили небольшую пристройку к храму богини Кали, где раньше держали скот, и она открыла там Дом для умирающих. Сюда собирали больных бедняков, готовили для них еду, мыли их, переодевали. Вместо дорогостоящего мыла здесь использовали золу и кожуру кокосовых орехов. Мать Тереза и сестры ордена все делали голыми руками, никогда не пользуясь резиновыми перчатками, но ни разу ни одна из них не заразилась от своих подопечных. Незнакомые люди стали приносить в приют еду, одежду, жертвовали деньги. Мать Тереза смогла организовать подобные заведения по всей Индии.
Слава об удивительной монахине и ее добрых делах разошлась по всему миру. И ее милосердие нашло отклик: отовсюду к ней стали стекаться узенькие денежные ручейки, превращавшиеся, благодаря новым и новым пожертвованиям в полноводные реки. И, черпая оттуда, мать Тереза смогла строить детские дома, больницы, приюты, школы…
Когда человек творит добро, он начинает получать помощь не только от людей. Однажды мать Тереза, приехав в Агру и увидев «детей из мусорных ящиков», как здесь называли брошенных родителями малышей, убедилась, что в городе необходимо построить сиротский приют. Однако на это нужны были деньги. Много денег! 50 тысяч рупий. Взять их в тот момент было негде, мать Тереза обратилась за помощью к нескольким богатым людям, но ей всюду отказали. И вот, когда стало ясно, что приюта в Агре не будет, зазвонил телефон. Незнакомый мужчина поздравил мать Терезу с присуждением ей некоей филиппинской премии, о которой она даже никогда и не слышала. На эти деньги и построили приют в Агре.

Mother Teresa 58301.jpg

Рассказывая о каждодневном подвиге, которым стала вся жизнь матери Терезы, нельзя не упомянуть о ее заботе о прокаженных. Как известно, лепра до сих пор является настоящим бичом Индии - в одном только штате Бенгалия число прокаженных превысило полмиллиона человек. Однако помощи им ждать неоткуда: в Индии проказа считается наказанием, которое обрушивается с небес на головы грешников. Поэтому, когда сестры Ордена милосердия решили организовать несколько лепроклиник, они получили в ответ не только проклятия местного населения, но и несколько увесистых булыжников, влетевших в окна миссии. Получалось, что Господь оставил прокаженных своей милостью, лепрозории ему почему-то неугодны. Мать Тереза, обращаясь к Богу с молитвой, стала просить растолковать ей, в чем дело. И вскоре один из ведущих индийских специалистов-лепрологов предложил монахиням свою помощь, на счет Ордена неизвестный даритель перевел 10 тысяч рупий, а из Америки прибыла современная специализированная машина с оборудованием, необходимым для оказания прокаженным первой медицинской помощи. И тогда мать Тереза поняла, что должна открыть не стационарные, а передвижные лепроклининики. А вслед за этим она сумела убедить правительство в необходимости строительства поселков, в которых прокаженные могли бы жить вместе со своими семьями до самой смерти или выздоровления. И эта идея уже не встретила столь отчаянного сопротивления, потому что к тому времени, монахини сумели разъяснить людям, что проказа - это не наказание, а болезнь, от которой можно спастись.
В 1985 году мать Тереза приехала в Нью-Йорк, посетила тюрьму и зашла в камеру, где умирали от СПИДа трое преступников. Побеседовав с этими заключенными, она отправилась к мэру Нью-Йорка, и после ее посещения он распорядился освободить умирающих. К рождеству на улице Гринидж-Виллидж в Манхэттене открылся первый приют для больных СПИДом, который назвали «Подарок любви». Туда и поместили бывших заключенных. Тогда же мать Тереза выступила по телевизору и заявила, что СПИД - это предостережение Господне тем, кто очерствел сердцем. «Откройте друг другу сердца, возлюбите друг друга!» - сказала она в заключение. Эти бесхитростные слова произвели на аудиторию огромное впечатление, многие изменили свое отношение к людям, больным СПИДом, испытали к ним искреннее сочувствие.
Думается, здесь невозможно перечислить все добрые дела и чудеса, которые связаны с именем этой воистину святой женщины. Вспомните хотя бы, как во время израильско-палестинского конфликта в Бейруте в 1982 году она сумела добиться временного прекращения боевых действий для того, чтобы вывести из зоны конфликта 37 больных малышей: детский дом, в котором они находились, оказался как раз на передовой.
Вспомните, как Папа Римский пожертвовал ей «Лимузин-Континенталь», а она выставила его на аукцион, и вырученные от продажи деньги истратила на тех, кто в них нуждался.
Вспомните, как женщина, больная раком, всю ночь молилась в храме перед фотографией умершей матери Терезы. Она увидела, как от фотографии начал изливаться свет, ощутила тепло и упала без сознания, а утром, очнувшись, почувствовала себя значительно лучше. Через несколько дней врачи с удивлением обнаружили, что опухоль у пациентки исчезла.
В 1979 году Терезе Калькуттской была присуждена Нобелевская премия мира.
Мать Тереза умерла в 1997 году в возрасте 87 лет. В октябре 2003 года Католическая Церковь причислила ее к лику блаженных. Она никогда никого не критиковала и не обличала. «Нужно делать все, даже очень малые дела, с очень большой любовью», - говорила она людям. Посвятив Христу свою жизнь, мать Тереза умела разглядеть его черты во всех людях и в каждом человеке в отдельности. Полюбив всех нас, она вместе с сестрами Ордена милосердия, противостояла злу и насилию.
Мать Терезу помнят во всем мире. Сегодня ее орден милосердия имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах.
Цветы на ее могиле не вяли пятнадцать дней…

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment