На острове Суматра живут представители трех основных племенных групп - потомки малайцев, батаки, бывшие еще в начале XIX века каннибалами, а также минангкабау, известные своими целителями. Именно у последних сохранилась традиция боя быков, точнее - буйволов. Для огромного Архипелага, как иногда называют Индонезию (Нусантара по-явански - Архипелаг), это не характерно. Мало того, на современном гербе Индонезии мифическая птица Гаруда держит геральдический щит с пятью национальными символами, в числе которых и голова буйвола. Но Гаруда держит еще и ленту с девизом: «Единство в многообразии», так что региональные обычаи могут существенно отличаться от столичных.
Много лет назад на русский язык были переведены сказки, представляющие фольклор различных островов Архипелага. Была среди них и суматранская сказка, посвященная происхождению названия народа минангкабау, сложенному из двух слов - «победа» и «буйвол». Но речь не о победе буйвола, а о победе над буйволом. Точнее - над буйволицей.
Итак, некогда король одного из государств острова Ява решил завоевать земли соседей, живших на Суматре. Если верить сказке, то к этому времени суматранцам не с кем было воевать на благодатном острове. Соответственно, не было и сильного войска. Ополчение все же выставили, но шансов на победу над регулярной армией у него не было. Нашелся, однако, умный человек, который предложил вместо сражения провести поединок. Только не между двумя богатырями, как в старину иногда делали в Европе, а между выставленной яванцами огромной буйволицей и местным теленком. Уверенный в победе буйволицы, вождь пришельцев согласился. Поединок состоялся через три дня, в присутствии обеих армий. Теленок подскочил к свирепой буйволице, просунул голову под ее брюхо, боднул пару раз и… буйволица пала замертво. Пришлось яванцам отступить - уговор они соблюли.
В чем же секрет? Теленка три дня не подпускали к материнскому вымени, а на его рога надели острые металлические наконечники. Ими-то он и проткнул брюхо свирепой сопернице, у которой просто-напросто просил молока… Коварно, конечно, но после этого поединка, согласно сказке, весь народ стали называть победителями буйволов - менангкербау.
Бычок стал символом племенного союза, поныне живущего на юге и западе острова Суматра, в то время как малайцы занимают северные и восточные земли острова, а батаки - часть северных и срединные.
Теперь уже не кажется столь удивительным, что в одной из деревень вблизи поселка Букиттинги, расположенного неподалеку от города Паданг, почти что в центре земель бывшего племенного союза менангкербау, по субботам проводятся бои буйволов.
Другой древней традицией минангкабау являются целительные ритуалы, проводимые дукунами. В нынешнем литературном индонезийском языке слово «дукун» означает «целитель». Лечебный ритуал дукун проводит, накинув на его плечи большой платок, концы которого свободно свисают на грудь. Волосы уложены в особую прическу, паюнг, украшенную стеклянными бусами. Вероятно, здесь есть след древних матриархальных культов. Ведь известно, что мужчины-шаманы и в других краях частенько используют в своей ритуальной одежде «женские» элементы.
Но в ритуалах целителей-дукунов на Суматре удивительным является не внешний вид заклинателя, а его способности. А их специалисты считают немалыми.
Типичный ритуал изгнания духов болезни продолжается три дня. В нем участвуют обычно три дукуна - два обычных и один старший, называемый сели. В первой части ритуала двое шаманов танцуют под барабан вместе с односельчанами. Тем временем с крыши хижины, в которой живут дукуны, на веревке спускают заранее заготовленный небольшой домик для духов болезни. В жертву приносят петуха. Шаман ставит на лежащего больного чашу с рисом, затем вновь танцует. После долгого танца он падает, обессиленный. Другой дукун после этого выливает готовившееся тем временем снадобье из трав в чашу, накрывает ее белым платком и вновь пускается в пляс. В конце концов, снадобье дают больному.
Во второй части ритуала духов болезни загоняют в домик, перед этим больного опускают ногами в чашу с водой, а веревку, на которой подвешен домик, пропускают между пальцами его ног. За несколько сеансов духов окончательно загоняют в домик, после чего его ломают и торжественно выкидывают обломки.
В третьей части ритуала сели отвечает на вопросы своей жены о причинах болезни и том, что делать дальше. В конце происходит особое ритуальное качание на качелях. Заметим, в одной из книг индолога Н.Г.Краснодембской про Шри-Ланку подробно описан обряд изгнания духов болезни ланкийскими шаманами, еще более изощренный. В этом описании обращает на себя внимание кульминационный момент - ритуальное качание на качелях молодого шамана, наряженного злой демоницей Гара-яки (аналог Бабы-Яги), которую другой молодой шаман «учил» правильно поедать банан. Считают, что вся эта «игра на качелях» восходит к древним культам плодородия, причем сами качели являются одним из символов женского начала. Происходит все это действо также почти в самом конце длящейся всю ночь процедуры изгнания духов болезни.
Выходит, что суматранские ритуалы дукунов восходят к культам, общим для этих островов, расположенных достаточно далеко друг от друга. Однако заметим, что все племена острова Суматра, включая минангкабау, относятся к австронезийской группе языков, весьма отличной от тех, к которым принадлежат жители Ланки. Впрочем, на Ланке есть еще древнейшие ее жители - ведды, внешне напоминающие австралоидов. Они по традиции считаются сильными колдунами. Не от них ли пошли целительные ритуалы на Ланке и на Суматре? По сказкам, минангкабау пришли на мирный и благодатный остров, но это не означает, что там к этому времени вообще никто не жил…
Итак, мы вновь натолкнулись на след какой-то культуры, еще более древней, чем известные нам по достаточно старинным шаманским обрядам.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
No comments:
Post a Comment