Thursday, January 8, 2009

Эффект Ярковского – против космического Армагеддона

Martians.jpg

Уже много лет нас пугают концом света, который может наступить в результате попадания в Землю крупного астероида. Страхи эти, скажем прямо, не беспочвенны. В определенном смысле наша планета напоминает довольно удобную мишень для космических глыб. Подсчитано, что удар каменного «пришельца» диаметром всего-то десять километров способен отбросить человечество в доисторическую эпоху. Впрочем, и гораздо меньший по размерам объект - порядка 50 метров - может натворить немало бед.

Вероятность подобного исхода, по космическим меркам, ничтожна, но и сбрасывать ее совсем со счетов нельзя. Опасность заключается еще и в том, что астероид-убийца может появиться на горизонте абсолютно неожиданно даже для астрономов. К примеру, 8 марта 2002 года наша планета буквально чудом разминулась с 70-метровой космической глыбой. Самое шокирующее: астрономы обнаружили этот астероид только на четвертый день после (!) пролета. Он летел со стороны Солнца, куда обычно не наводят телескопы, чтобы не подвергать риску дорогостоящую оптику. Сколько еще потенциальных «бомб» может прилететь из неконтролируемого сектора космического пространства?
В случае появления астероида-бомбы человечеству придется задействовать для борьбы с опасностью весь свой научный, энергетический и волевой потенциал. Но нет ли более простого и вместе с тем действенного способа отвести угрозу из космоса?

YARKOVS0.jpg

Еще более ста лет назад ясный ответ на этот вопрос дала гипотеза российского ученого Ивана Осиповича Ярковского (1844-1902), ныне практически забытого.
Ярковский был выходцем из Витебской губернии. Мальчику не исполнилось и трех лет, когда неожиданно умер его отец. Семья переселилась в Москву.
С детства маленький Ваня проявлял тягу к точным наукам. Обучаясь в кадетском корпусе, он разработал оригинальную конструкцию дальномера, за что получил из рук великого князя Михаила Николаевича золотые часы.
Выйдя в отставку после шести лет службы на Кавказе, Ярковский приезжает в Петербург. Здесь он поступает в Технологический институт, после окончания которого с блеском защищает диссертацию.
Отсутствие средств, неустроенность, необходимость содержать семью вынуждают Ярковского переезжать с места на место, менять род занятий, оставлять начатые и успешно продвигающиеся научные и технические разработки. Вместе с тем, поражает многообразие его интересов, оригинальность, самобытность подхода к сложным научным проблемам. В частности, он изобрел ротативную паровую машину, а также «волноход», преобразовывавший энергию морских волн в электрическую.
Ярковский смело полемизировал с Менделеевым по вопросам строения вещества.
Главным трудом жизни талантливого ученого стала выдвинутая в 1887 году кинетическая гипотеза всемирного тяготения. Он писал: «Положим, вы смотрите на быстро двигающийся по воде пароход. Вы не замечаете замедления его движения. Но разве следует из этого, что он не встречает сопротивления? Конечно, встречает. Но у него есть двигатель, работа которого идет на преодоление этого сопротивления.

TRANK5-5.jpg
Такой же «двигатель» есть у планет, которые преодолевают сопротивление эфира их поступательному движению. Двигатель планет - это солнечные лучи!»
Скончался Ярковский от саркомы в полном расцвете своего таланта и творческих сил, оставив массу нереализованных проектов.
Одно из следствий кинетической гипотезы всемирного тяготения заключается в том, что при испускании тепла космическим телом, имеющим неравномерную температуру поверхности, более нагретые места подвержены большей силе отдачи от теплового излучения, чем относительно холодные. Это явление получило название эффекта Ярковского. Суть его сводится к тому, что, воздействуя на количество отражаемого астероидом света, можно влиять в небольших пределах на характер движения данного космического тела.
Уже в наши дни на эту возможность обратил внимание ученый-планетолог Джозеф Спитэйл из лаборатории Луны и планет университета Аризоны.
Вариантов может быть несколько.
Самый простой - покрасить поверхность астероида миллиметровым слоем белой краски. Можно также нанести на отдельные участки его поверхности слои специального грунта. Еще один способ: уменьшить массу астероида. Но не за счет применения ядерных боеголовок, а используя солнечный коллектор, установленный на космическом аппарате. Фокусируя солнечный свет на поверхности астероида, коллектор «выпарит» определенную часть его массы. В результате движение каменной глыбы замедлится, и ее роковая встреча с нашей планетой не состоится.
Нужно отметить, что эффект Ярковского применим лишь к космическим объектам диаметром до трехсот метров. Но ведь именно от таких астероидов, скорее всего, и следует ожидать неприятных сюрпризов. Притом, воздействовать на их орбиту необходимо загодя. Поначалу величина эффекта относительно мала, но она имеет свойство накапливаться со временем и в итоге может достигнуть нужного значения.
Словом, нам, землянам, давно уже пора создавать в космосе станции слежения за космическими «бродягами». Получив необходимые астрономические «разведданные», специалисты выберут оптимальный метод, позволяющий отвести незваного гостя от порога нашего общего дома.

Del.icio.us :
Technorati :

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment