Saturday, January 3, 2009

Когда падают колокола

UKRAINE ORTHODOX CH-00065e1.jpg

Рубеж ХIV-ХV веков на Руси ознаменовался рядом удивительных предвестий, которые оставили след в летописи. Но и поныне этим событиям не нашли вразумительных объяснений.

Гроза Ивана Грозного

Знаменитый историк Н.И.Костомаров описывает удивительный случай. В один из дней 1547 года к Ивану Грозному пришла на поклон делегация от доведенных до отчаяния псковских крестьян. Разозленный неслыханной дерзостью, царь приказал «раздеть псковичей и, положив на землю, поливать горячим вином и палить свечами волосы и бороды». Однако истязание пришлось прекратить, так как в самый разгар экзекуции царю принесли ужасную весть: во время благовеста к вечерне в Москве упал колокол. То был старинный знак неминуемой беды! Царь спешно и отправился в столицу. Но, как известно, беда на Руси не приходит одна.
20 июня 1547 года многие столичные жители видели возле церкви Воздвиженья, что на Арбате, странное явление. Юродивый Василий, весь год ходивший по улицам «аки Адам первозданный», во все глаза смотрел на церковь и плакал горькими слезами, предчувствуя недоброе, что было воспринято жителями, как непременный знак всеобщей беды.
На другой же день после пророческого плача в церкви вспыхнул сильный пожар, распространению которого помогла неожиданно разразившаяся буря. Всего за какой-нибудь час Занеглинье и Чертолье (Пречистенка) обратились в пепел. Сильный ветер понес огонь и на Кремль, где сгорело множество построек, в том числе и придворная церковь Благовещенья с иконостасом работы Андрея Рублева. Митрополит едва спасся, убежав от огня тайным подземным ходом.
Положение стало особенно угрожающим, когда огонь добрался до стен Кремля, где стали рваться спрятанные пороховые заряды. Всего в тот черный для Москвы день погибли 1700 взрослых , а детей, как говорится в хроника, «так и вообще несчетное количество».

surikov41.jpg

Заступничество Богоматери

Не только историк Н.И.Костомаров, но и замечательный летописец Москвы И.Е.Забелин свидетельствует о том, что в столице того времени чудеса были явлением не редким.
28 июня 1521 года, коломенцы неожиданно обнаружили у стен города войско неприятеля. То крымский хан Махмет-Гирей вознамерился захватить столицу и подошел к Коломне с грозным войском, усиленным черкасскими и литовскими полками. Судя по тому, что иноверцы сумели сжечь монастырь Николы на Угреше и село Острова (нынешние Николо-Угрешский монастырь, что в г. Дзержинский, и поселок Островцы на Москва-реке), то подошли они едва ли не к расположению современной МКАД.
Москва ожидала великого несчастья, которое, однако, чудесным образом не случилось. Почему же татары необъяснимо бежали из-под Москвы? Оказывается, накануне москвичам было видение заступничества Богоматери и московских чудотворцев. Рассказывают, что в эти дни юродивому Василию Нагоходцу во время молитвы в Успенском соборе привиделся образ Владимирской Богоматери, сдвинутый со своего места. Василию был голос, что знаменитая икона с русскими святителями должна выйти из города, поскольку в соборе начнется пожар, а москвичам придется замаливать тяжкие прегрешения.
Любопытно, что подобное видение, и в летописи это отмечено, явилось не только Василию, но и двум вдовицам, одна из которых была совершенно слепа. Вдовицы рассказывали о «великом шуме, страшном вихре, звоне колоколов и как наяву увидели идущий из города многочисленный собор - митрополиты, епископы, великие чудотворцы Петр, Алексей, Иона и Леонтий Ростовский, несущие икону Владимирской Богоматери».

BULGARIA - MASS FOR-0005600.jpg

Игумен прозревающий

Другой невероятный случай занес в анналы российской истории игумен Соловецкого монастыря Зосима, некогда сын богатых новгородских землевладельцев. Зосима раздал имущество умерших родителей неимущим и пустился странствовать по свету. Монашество он принял в Соловецком монастыре и настолько пришелся по душе братии, что те упросили его стать игуменом. При Зосиме монастырь быстро пошел в гору, но нашлись люди, которым захотелось прибрать хозяйство к своим рукам. И такой «злыдней» оказалась богатая посадница Марфа Борецкая. Почему Зосиме и пришлось срочно хлопотать у новгородского вече грамоту на неприкосновенность монастыря.
Случилось так, что вскоре Зосима пожаловался Марфе на безобразия ее людей, да строптивица приказала «гнать взашей» Зосиму. В этот момент игумену и явилось первое видение. И вот что по этому поводу сказал братии Зосима: «Вот наступают дни, когда на этом дворе исчезнут следы жителей его, и затворятся двери дома сего и уже никогда не отворятся, а будет двор этот пуст». Речь, как догадался читатель, шла о доме и дворе посадницы Марфы.
Вскоре Зосима приехал по делам в Новгород, где его приняли с почетом, выдали грамоту о неприкосновенности монастыря, одарили щедрыми подарками. Видя такой оборот дела, Марфа решила покаяться перед игуменом, попросила прощения и настойчиво приглашала Зосиму в гости. Приняли игумена как самого дорогого гостя, посадили в красном углу, но не радостно было ему. Во время трапезы взглянул он на шестерых бояр, что сидели напротив него, и… обомлел. Бояре сидели, а голов то у них не было вовсе! Опять взглянул на них перепуганный Зосима и опять увидел безголовыми. И в третий раз взглянул, протерев глаза, та же картина… Тогда заплакал Зосима. Но на все расспросы перепуганных хозяев и гостей упорно молчал.
А когда возвращались в монастырь, лучший ученик игумена Данила спросил, почему тот плакал за столом у посадницы. На что Зосима ответил: «Я видел страшное. Шестеро бояр сидят за трапезой, а голов у них нет. С ними все будет это в свое время, ты сам еще увидишь, но никому не разглашай неизреченность судеб Божиих».
И что же? Прошло некоторое время, и Зосима получил известие, что новгородцев разбили на Шелоне, а бояре, которых «прозревал» Зосима были схвачены и обезглавлены.
Вскоре и Новгород лишился самостоятельности, был разграблен, его владыка низложен, а бояр взяли в неволю и отправили на чужбину. То же случилось с Марфой и ее семейством. Так исполнилось, не только второе, но и первое пророчество Зосимы: двор Марфы опустел и пропал след его обитателей.
Но не на долго пережил лихолетье и сам Зосима. 17 апреля 1478 года ушел игумен в лучший из миров.
Случаи удивительного ясновидения юродивого Василия и игумена Зосимы, по всей видимости, являются одними из самых ранних в истории Руси, которые благодаря трудам летописцев оказались достоянием потомков.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment