Зачинатель и один из крупнейших мастеров советской научной фантастики, Александр Романович Беляев, родился в марте 1884 года в Смоленске. С детства он был чрезвычайно любознательным, неистощимым на выдумки. Играл на скрипке и фортепиано, участвовал в любительских спектаклях, хорошо рисовал. Основной же его профессией стала адвокатура.
Всю жизнь Беляев мечтал о путешествиях, и мечта его стала осуществляться. Перед первой мировой войной он объехал почти всю Западную Европу, поднимался на Везувий и даже заглянул в его кратер. Беляев любил жизнь, но судьба обошлась с ним жестоко. В тридцать один год он заболел туберкулезом позвоночника. А дальше - годы в постели закованным в гипс, потом улучшение, более или менее нормальная жизнь, снова гипс, почти полная неподвижность и снова некоторое улучшение…
Надо было искать новую сферу приложения сил, и он берется за перо. В 1925 году в журнале «Всемирный следопыт» появляется научно-фантастический рассказ «Голова профессора Доуэля». Этот рассказ сразу же принес Александру Беляеву литературную известность (позже он переработает его в роман).
Беляев оказался очень плодовитым писателем. За каких-нибудь пять лет, с 1925 по 1929 годы, им были опубликованы такие первоклассные вещи как «Последний человек из Атлантиды», «Остров погибших кораблей», «Человек-амфибия», «Борьба в эфире», «Вечный хлеб», а также ряд рассказов. Александр Беляев показал себя великолепным мастером сюжета, авантюрной интриги. Вместе с тем, он умел, как никто рассказывать о достижениях науки, перспективах её развития и писал об этом доступно, увлекательно. Популярность Беляева, особенно среди подростков и молодежи, становится огромной. Книги и журналы с его произведениями зачитываются до дыр.
В 1934 году в Ленинград приехал Герберт Уэллс. Два писателя-фантаста встретились. Уэллс сказал: «Я с удовольствием прочитал, господин Беляев, ваши чудесные романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибия». О, они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху…»
В декабре 1934 года Беляев получил письмо от К.Э.Циолковского. Тот просил прислать ему роман «Прыжок в ничто», где рассказывалось о путешествии на планету Венера. Беляев не только «населил» эту планету животными и растениями, он попробовал передать ощущения человека в космосе. В романе описывается, как выглядит из космоса наша Земля, как проходит полет ракеты к Венере. Беляев отослал свою книгу Циолковскому, между ними завязалась переписка. Константин Эдуардович высказал ряд замечаний - и писатель позднее капитально переработал роман.
В июле 1935 года Беляев пишет Циолковскому, что задумал новую книгу о жизни на орбитальной станции-спутнике. Этот роман под названием «Звезда КЭЦ» (в честь Константина Эдуардовича) вышел уже после смерти великого ученого.
Литературная судьба Александра Беляева, казалось бы, складывалась удачно. Его очень любили читатели, охотно печатали книжные издательства. Но, вот литературные критики или замалчивали его творчество, или всячески поносили. Вот характерный отзыв того времени об одной из лучших его вещей - «Человеке-амфибии»: «… В фантастическом романе А.Беляев развивает реакционную идею отказа от борьбы угнетенных за свои права и предлагает им биологические приспособления, чтобы обосноваться для жизни в подводном мире». Здесь, как видим, и непонимание специфики научной фантастики как жанра, и пресловутый «классовый» подход к художественной литературе вообще.
Конечно же, Александр Романович тяжело переживал такое отношение к себе «литературной общественности». Он с горечью называл себя «забытым писателем», «забытым коллегами, непонятым критикой», но упрямо продолжал писать свои удивительные произведения, полные веры во всемогущество науки, прогресс, конечную победу добра над злом.
В начале 1941 года выходит из печати роман «Ариэль», ставший последним крупным произведением Александра Беляева. Его главный герой - юноша, победивший силы тяготения. Он может летать, и, не покоряясь силе обстоятельств, уходит в большой мир, полный счастья и любви.
… С 1938 года семья Беляева жила в городе Пушкине под Ленинградом. Когда началась Великая Отечественная война, Александр Романович не смог сразу же уехать, тяжело болели его жена и теща. Он и сам был очень слаб после перенесенной недавно операции. Да и мало кто летом 1941 года допускал, что немцы дойдут до города Петра. Но 17 сентября немецкие мотоциклисты ворвались на пушкинские улицы. Ну, а дальше - дни, недели, месяцы фашистской оккупации, страх за близких, голод и холод.
6 января 1942 года Александр Романович умер от голода. А через месяц немцы угнали в Германию его семью. Большой архив, рукописи неизданных произведений писателя, сгорели. Когда кончилась война, жена и дочь Беляева вернулись на родину, но как бывшие в плену были сразу же арестованы и сосланы. Только через пятнадцать лет они снова оказались в Пушкине и на Казанском кладбище отыскали родную могилу. Теперь там стоит белый мраморный памятник. На листах раскрытой мраморной книги слова: «Писатель-фантаст» и гусиное перо…
После войны Александра Беляева практически не печатали. Он ведь жил и умер на оккупированной территории. Такова была «логика» государства, искалечившая жизнь миллионам наших сограждан. Со второй половины 1950-х годов его произведения снова стали издаваться. Перед новыми поколениями читателей открылся мир беляевских героев - прекрасная страна мечты, фантазии и необыкновенных свершений.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
No comments:
Post a Comment