На юге Египта находится поселение Бехнеса, состоящее из нескольких хижин. Расположено оно на месте древнего городища Оксиринх, названного так греческими поселенцами по имени рыбы, которую местные жители, египтяне, считали священной.
В 1897 году английские ученые Б.П.Гренфелл и А.С.Хант нача-ли в Оксиринхе раскопки, но вместо мумий и погребальных свитков, обнаружили холмы мусора.
Оксиринх привлек внимание археологов тем, что являлся грече-ским поселением времен Александра Македонского, но также потому, что впоследствии стал оплотом раннего христианства, и в нем в ту пору было много монастырей и церквей. Поэтому здесь могли сохраниться фрагменты ранних христианских тек-стов.
Гренфелл и Хант решили поработать на месте древних жилищ Оксиринха, представлявших собой развалины, в которые пре-вратился город в результате тысячелетнего использования его в качестве источника камня и кирпичей. Здесь оставались только холмы мусора, возраст которого исчислялся тысячелетиями.
Мусорные холмы Оксиринха разделялись на три группы: рим-ские, византийские и арабские, и их можно было отличить по расположению относительно городища. В январе 1897 года для раскопок выбрали низкий холм около древнего храма, и почти сразу обнаружили там обрывки папирусов. Вначале были най-дены частные письма и различные юридические документы. За-тем обнаружили несколько фрагментов религиозных трактатов. Иногда свитки находились в плетеных корзинах, тех, что когда-то были выброшены на помойку. Мусорные холмы Оксиринха казались неисчерпаемыми.
Здесь удалось обнаружить ценные фрагменты из утраченного стихотворения знаменитой античной поэтессы Сапфо. Другим сюрпризом были отрывки трагедий Еврипида «Эней» и «Гипси-пила». Кроме того, найдены неизвестные ранее драма Софокла «Следопыты» и несколько благодарственных гимнов, принад-лежавших могучему таланту самого Пиндара.
Однажды исследователи прочитали на одном из листков папи-руса восемь изречений, каждое из которых начиналось форму-лой: «Говорит Иисус». Одно из них почти дословно совпадало со строчкой из Евангелия от Матфея, другая известная фраза имела более развернутый вариант: «Не бывает принят пророк в своем отечестве, да и врач не лечит знающих его». Конца фразы - о враче - в Новом Завете нет. Но более всего ученых взволно-вало то, что некоторые из фрагментов вообще не имели анало-гий в Новом Завете.
«Говорит Иисус: где бы ни были двое, и вот с ними Бог, и где бы ни был один, Я говорю, Я с ним. Подними камень - и там найдешь Меня, рассеки дерево - и Я там», - так было записано на клочке, впоследствии ставшем известным под названием «Логии». Изречения, или логии, как они назывались по-гречески, стали самой сенсационной находкой Гренфелла и Ханта. Они вызвали теологические дискуссии и породили мно-гочисленные статьи и даже научные труды, а их выдающееся значение заключалось в том, что, переписанные примерно в 200 году, «Логии» отодвинули начало христианской эры почти на 150 лет назад. До этого самым ранним письменным свидетель-ством жизни Христа был знаменитый Синайский кодекс. Вновь найденные изречения, приписываемые самому Иисусу Христу, более всего занимали умы людей. Предполагали, что они явля-лись частью какого-то древнего апокрифического Евангелия. Полемика на эту тему продолжалась бы по сей день, если бы не другая находка и вновь в Египте.
В 1946 году Каирский музей приобрел у одного антиквара копт-ские рукописи древних новозаветных апокрифов. Годом позже с ними познакомился французский египтолог Жан Дорсес. Он да-тировал рукописи III-IV веками и лично попытался установить место находки. В 1948 году поиски привели его к некрополю близ древнего городка Хенобоскион на берегу Нила. Там нахо-дились пещеры отшельников, которые обитали в них чуть ли не с зарождения христианства. Библиотека была спрятана в кувши-нах, в которых ему удалось найти и другие древние тексты. Изучение всей обнаруженной литературы привело ученый мир к выводу о том, что найденная библиотека принадлежала гности-кам, поселившимся в Египте во II-III веках. Неканонические от-кровения Христа из «Логий» слово в слово совпадали с найден-ными хенобоскионскими текстами так называемого апокрифи-ческого Евангелия от Фомы.
Гностики, как известно, были сектантами, притязавшими на знание особого, таинственного смысла Библии. В связи с этим, неудивительно, что в начале гностического Евангелия сказано: «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые за-писал Дидим Иуда Фома». По мнению последователей этого учения, тот, кто познает скрытый смысл речений Фомы, не вку-сит смерти.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
No comments:
Post a Comment