Тхи Куен сейчас тринадцать лет. Она родилась и выросла в деревне Баок в центральной провинции Тан Хоа. С самого рождения Куен была совершенно нормальным здоровым ребенком, хорошо развивалась. В восемь месяцев девочка научилась ходить, а говорить начала, когда ей исполнился год. Но дочка часто повторяла своим родителям, что она им вовсе не дочь.
Тхи Куен никогда не называла их «папа» и «мама», а употребляла слова, которые предназначены для обращения к не кровной родне, и это очень огорчало и беспокоило родителей. Куен даже говорила, что она вообще не здешняя, а из деревни Ван. Такая деревня в их районе действительно есть, но родители Куен никогда там не были. Странная дочка много раз рассказывала своим «ненастоящим» родителям, что она погибла в результате несчастного случая.
Деревня Ван лежит всего в десяти километрах от деревни Баок, но их разделяет непреодолимый горный хребет, так что добираться нужно в обход по очень плохой дороге и делать крюк более ста километров. Однажды летом в деревню Баок приехала по своим делам женщина из деревни Ван. Маленькая Куен сразу узнала приезжую, подошла и смело заговорила с ней. Но женщина от неожиданности только вытаращила глаза на незнакомую дерзкую девчонку. Куен объяснила ей: «Я - Чуан, а моего отца зовут Лиен, он живет в деревне Ван. Неужели вы меня не помните? Десять лет назад я умерла и снова родилась здесь».
Женщина вернулась в свою деревню и, конечно, рассказала домочадцам и соседям об удивительной встрече. Земляки припомнили, что у Лиена действительно была дочка, которая подавилась персиковой косточкой и умерла.
Вскоре тетя умершей девочки специально отправилась в дальнюю дорогу - в соседнюю деревню за высокие горы, чтобы встретиться с племянницей-самозванкой. Куен обрадовалась ей и назвала по имени, но тетка не могла ее узнать: перед ней была совершенно чужая девочка. Куен рассказала, как тетя везла ее в больницу, и как она умерла по дороге у нее на руках.
Потом была поездка в деревню Ван и встреча Куен с прежними родителями - с отцом и матерью умершей девочки. Куен узнала всех родственников. Ее нарочно пытались сбить с толку и указали вместо отца на дядю, но она всю семью прекрасно помнила: кого как зовут, кто кем ей приходился. Куен самостоятельно, без подсказки, нашла дорогу к дому Лиена, а ведь не все в деревне осталось без изменений. Нужно было очень хорошо знать каждую улицу, чтобы через много лет так безошибочно ориентироваться. Кроме того, все заметили, что лицом эта девочка больше похожа на свою прежнюю родню, чем на нынешнюю.
Тхи Куен помнит не только о своей смерти в прежнем теле, но и о новом рождении. По ее словам, во время погребения она видела от начала до конца всю траурную церемонию и обратила внимание на красивую молодую женщину, смотревшую на похороны незнакомого ребенка с печалью и состраданием. «Я сама выбрала эту молодуху, приготовилась и к-а-а-а-к прыгну! Прямо ей в живот угодила! Я свернулась, как маленький котеночек, и притаилась. С этого момента началась моя вторая жизнь».
Во вьетнамской провинции Тан Хоа вера в переселение душ, по-видимому, основана на многих подобных фактах, хорошо известных всем местным жителям. Трудно поверить, что в других странах люди живут и умирают только однажды, ведь человеческая природа на всей планете в принципе одинакова.
Врач из Швейцарии Элизабет Кублер-Росс в своей практике не сталкивалась с повторными рождениями, а в течение многих лет наблюдала в клинике безнадежно больных людей. В многочисленных публикациях, посвященных смерти, она рассматривает умирание как процесс и подразделяет его на пять стадий. Каждый человек, когда приближается смерть, обязательно проходит через все пять фаз умирания, но все переживают их по-разному. Доктор Кублер-Росс подчеркивает, что эти стадии не имеют линейного, последовательного и необратимого характера: человек может проходить их много раз, на разных эмоциональных уровнях. Большинство людей переживают эти фазы бессознательно.
Умирание - процесс не рациональный, не поддающийся контролю со стороны человеческого рассудка. Он протекает неравномерно, рывками, и в нем участвует не только сам умирающий, но его близкие, которые тоже по-своему сопровождают его при прохождении смертного пути. Сопереживание - неотъемлемое свойство любви и скорби. Поэтому, как считает Кублер-Росс, необычайно важно, чтобы близкие люди хорошо понимали, что их любимый родственник умирает, и знали, что они должны делать. Рассуждения швейцарского врача касаются не скоропостижной смерти, а только кончины после тяжелой болезни, когда человек имеет достаточно времени, чтобы освоиться с мыслью о собственном уходе в небытие.
Первую фазу доктор Кублер-Росс назвала фазой отрицания, неприятия ситуации, по принципу «меня это не касается». Человек утешает себя: «Это ошибка, неправильный диагноз. Перепутали результаты анализов». Известие о скорой смерти приводит пациента в состояние, близкое к шоку. Умирающий, вопреки здравому смыслу, отказывается поверить, что он тоже может умереть. Примерно так же в первый момент реагируют любящие родственники.
Потом первое потрясение проходит, и больного охватывает гнев: он протестует, восстает против жестокой судьбы. «Ну почему именно я?!» - главный вопрос, на который он не находит ответа. Умирающий бунтует против вопиющей несправедливости, ищет виноватых в своем горе. Обычно его раздражение и злость обрушиваются на окружающих людей - на родственников, врачей, сиделок. В таком состоянии больной становится несносным, агрессивным. Умирающий человек иногда начинает ненавидеть самого себя и думает о самоубийстве.
Но это тоже проходит, и на следующей стадии умирания человек обычно торгуется со смертью и пытается перехитрить судьбу. Начинаются поиски других врачей, новых методов лечения. Умирающий думает: «Мне бы только еще немного времени, и я столько всего сделаю, так многое изменю в своей жизни». Люди, переживающие эту фазу умирания, часто склонны делать крупные пожертвования, дарить ценные вещи - это символические попытки откупиться от судьбы.
После бесплодной суеты больной впадает в глубокую депрессию: «К чему все это? Скорее бы уж конец». Пациент погружается в глубочайшее отчаяние. Одновременно он требует духовной близости и человеческого сочувствия, горько сожалеет обо всем на свете, чего он больше никогда не увидит.
Под конец человек смиряется с неизбежностью смерти и смотрит на неотвратимый конец как на составную часть бытия. Наступает момент душевного равновесия, зрелости и покоя.
Элизабет Кублер-Росс постоянно подчеркивает, что умирание это сложный процесс, и выделить общие закономерности очень сложно. Каждый человек живет своей собственной неповторимой жизнью и проживает ее по-своему до конца, до самой смерти. Умирание тоже может быть сознательным и творческим процессом - частью познания мира.
А близкие люди должны помочь умирающему человеку уйти из жизни достойно, независимо от того, верят ли они в загробную жизнь, в переселение душ или во что-нибудь другое…
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
No comments:
Post a Comment