Чудотворная Владимирская икона Божьей Матери не раз спасала русскую землю от иноземного нашествия
ЧУДЕСНАЯ СИЛА НЕБЕСНОГО ВОИНСТВА
Летом 1395 года над русской землей нависла новая страшная беда: с востока надвигалось несметное войско грозного завоевателя Тамерлана (на Руси в ту пору его называли Темир-Аксак).
Вскоре был осажден Елец. Несмотря на отчаянное мужество его защитников, город был захвачен и сожжен. Отсюда великий эмир, покоривший уже более двух десятков стран, готовился выступить со своими гулямами (удальцами) на Рязань и далее на Москву. Казалось бы, не существовало никаких серьезных преград для достижения этой цели.
Великий князь московский Василий I, сын Дмитрия Донского, собрал дружину, которая заняла оборону по северному берегу Оки, близ Коломны.
Но было очевидно, что силы неравны. Молодой князь и сам осознавал это.
И тогда по взаимному согласию Василия I и митрополита Киприана решено было обратиться за помощью к небесной силе, перенеся из Владимира в Москву чудотворную Владимирскую икону Божьей Матери.
Во Владимир было послано духовенство. После литургии и молебна духовные отцы приняли икону и с крестным ходом понесли ее к Москве. Бесчисленное множество народа собиралось по обеим сторонам дороги и, стоя на коленях, молило: “Матерь Божья, спаси землю Русскую!”
26 августа икона прибыла в столицу, где на Кучковом поле состоялась ее торжественная встреча (”сретение”).
Митрополит Киприан при огромном стечении паствы молил Божью Матерь заступиться за русскую землю, наслать на захватчиков небесное воинство и обратить врага в бегство.
Как рассказывает древнерусская “Повесть о Темир-Аксаке”, в тот самый час великий эмир дремал в своем шатре. Внезапно завоевателю приснился страшный сон: с вершины великой горы к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась “Величавая Жена в багряных ризах”, повелевшая ему оставить пределы русских земель.
Встревоженный Тимур обратился к своим толкователям, и те ответили, что привидевшаяся ему Жена - это Великая небесная защитница православных. Тимур приказал спешно сниматься с места и повел свою армию к югу, в сторону Крымского полуострова, где собрал богатую дань и накормил свое войско.
Тимур прожил еще неполных десять лет, затевал немало новых походов, в которых всегда участвовал лично, но никогда более не возвращался на Русь и даже не строил таких планов.
А москвичи в память о чудесном избавлении воздвигли на месте встречи иконы храм, вокруг которого позднее вырос Сретенский монастырь.
С той поры 26 августа отмечается православной церковью как праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
НА БОГОЛЮБСКОЙ ГОРКЕ
Икона, ставшая национальной святыней земли русской, была написана предположительно около 1130 года византийским евангелистом Лукой на доске от стола, за которым Спаситель трапезовал вместе с Пречистой Матерью и праведным Иосифом.
В 1131 году икону прислали из Константинополя на Русь, где какое-то время она пребывала в Девичьем монастыре в Вышгороде, под Киевом.
Князь Андрей Боголюбский, сын великого князя киевского Юрия Долгорукого, отправляясь править во Владимир, в 1155 году тайно увез икону Божьей Матери с собой.
Уже на подъезде к Владимиру, на так называемой Боголюбской горке, кони, запряженные в сани, в которых находилась чудотворная икона, вдруг остановились, и никакими понуканиями не удавалось заставить их двигаться дальше. Тут-то князь понял, что Божья Матерь сама выбрала место, где ей угодно было отныне пребывать.
На этом месте Андрей Боголюбский повелел заложить поселение, получившее название село Боголюбово. Вскоре икона украсила новопостроенную церковь Успения Пресвятой Богородицы. Но прежде на средства князя для иконы был изготовлен богатый золотой оклад, изукрашенный драгоценными каменьями и жемчугом.
С того времени икона получила именование Владимирской.
Шли годы…
По преданью, после взятия Владимира монголо-татарами в эту церковь вошел хан Батый и долго всматривался в лик Богоматери. Затем, не выдержав ее взгляда, вышел из церкви наружу. Показательно, что за весь период своего владычества монголы так и не осмелились причинить церкви какой-либо вред.
БЕСЦЕННАЯ РЕЛИКВИЯ
После чудесного избавления от нашествия Тамерлана икона еще не раз на протяжении 15-го века возвращалась во Владимир. Окончательно ее перенесли в Москву, в новый Успенский собор московского Кремля 23 июня 1480 года, когда заступничество иконы вновь спасло русскую землю от беды, обеспечив бескровную победу над татарами на реке Угре, откуда хан Большой Орды Ахмат отступил без боя. В 1521 году чудотворная икона избавила Москву от набега крымского хана Махмет-Гирея.
В царствование Ивана Грозного почитание Владимирской иконы достигло своего пика. Духовник царя Андрей под руководством митрополита Макария составил серию сказаний о чудесах этой реликвии, большинство из которых нашли отражение в главном литературно-историческом сочинении 16 века - “Степенной книге царского родословия”.
Среди простых прихожан Владимирская икона Божьей Матери имела славу исцелительницы от болезней и недугов.
В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, икона на несколько месяцев вернулась во Владимир.
На протяжении веков икону не раз украшали - не только самоцветами и жемчугом, но и так называемыми привесками - ювелирными изделиями, крестами, иконками, монетами.
За свою долгую жизнь Владимирская икона Пресвятой Богородицы претерпела, по меньшей мере, четыре реставрации, охвативших практически всю ее площадь. При этом работы проводились, как правило, секретно, без широкой огласки, о них знали только духовные руководители собора и мастера-реставраторы. На поверхность иконы был наложен новый левкас, вновь были написаны темный торс, голова и левая рука Богородицы, а также фигура Богомладенца, окутанная золотыми мерцающими одеждами.
После прихода к власти большевиков икона оказалась изъятой из церковной жизни и даже лишилась части своего драгоценного оклада. Но именно в этот период, в 1918 году, была осуществлена первая научная реставрация иконы. Из-под записей открылась древняя живопись, от которой остались только лики и фрагменты на одеждах. После реставрации икона находилась в Государственном историческом музее, затем была передана в Третьяковскую галерею.
По легенде, в декабре 1941 года, в самый напряженный период защиты Москвы, самолет, в который по личному распоряжению Сталина была внесена Владимирская икона Божьей Матери, совершил облет оборонительных рубежей города.
* * *
Сейчас икона, которую профессор Снегирев назвал когда-то “памятником апостольских времен”, хранится в Свято-Никольском храме, что при Третьяковской галерее. Она и поныне остается, как и останется в последующем, бесценной реликвией, национальной святыней нашего отечества.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
No comments:
Post a Comment