Wednesday, January 14, 2009

Новые загадки Сверхновой

Large Magellenic Cloud.jpg

Недавно в Интернете промелькнуло короткое сообщение американского физика П.Шнайдера. Он утверждает, что проделанный им анализ астрофизической информации и собственные расчеты показывают, что Сверхновая SN1987 А после завершения вспышки превратилась не в нейтронную звезду, как полагали раньше, а в черную дыру.


С точки зрения наблюдательной астрономии спор бесперспективен: радиус нейтронной звезды не превышает 10-20 километров, радиус черной дыры и того меньше (для звезды с массой нашего Солнца это всего три километра). Увидеть такой объект в соседней галактике с помощью современных телескопов невозможно. Но, с точки зрения астрофизики, космические процессы в этих объектах различны, о чем можно судить по характеристикам их рентгеновского излучения. И, хотя черная дыра рентгеновских волн не излучает, они возникают в аккреционном диске поглощаемой ею окружающей материи.
23 февраля 1987 года оптические и ультрафиолетовые телескопы, нейтринные детекторы, гравитационные антенны, и даже обыкновенные сейсмографы зафиксировали вспышку Сверхновой в галактике Большие Магеллановы Облака на расстоянии 52 килопарсека от Солнечной системы (1 парсек - 3,3 светового года).
Это событие стало для астрономии уникальным. Впервые вспышка Сверхновой была встречена во всеоружии наблюдательной техники: ее наблюдали не только в оптические телескопы, но и с помощью детекторов других физических полей. И, по данным экспериментаторов, взорвавшаяся звезда повела себя вовсе не так, как предсказывали теоретики.

30d[1].jpg

Кстати, это был первый случай, когда звезда еще до взрыва была довольно хорошо изучена астрономами.
Еще в первой половине ХХ века астрономы установили наличие двух типов Сверхновых. Различаются они, в первую очередь, тем, что у Сверхновых II типа содержание водорода нормально, а у I типа водород отсутствует. Это определяет и продолжительность вспышки, и характер изменения светимости. И, хотя Сверхновая 1987 относилась ко II типу, ее поведение было нетипичным. Обычно такие звезды достигают максимума светимости дней за 10, эта же увеличивала свою яркость в течение трех месяцев.
Согласно теории российских астрофизиков Э.Грасберга, В.Имшенника и Л.Надеждина, вид кривой, характеризующей увеличение, а затем ослабление блеска для II типа зависит от размера взрывающейся звезды. «Нормальные» Сверхновые II типа - результат взрыва красного сверхгиганта радиусом примерно 500 солнечных. Однако анализ сделанных ранее снимков этого участка неба показал, что там не было красного сверхгиганта, но находился голубой сверхгигант существенно меньших размеров. Именно он и взорвался.
Противоречивые результаты были получены и при анализе нейтринного излучения. Согласно измерениям, нейтрино унесли энергию примерно в 300 раз больше оценки энергии взрыва.
Столь же аномален оказался поток энергии, зафиксированный гравитационной антенной, поскольку в рамках Общей теории относительности он соответствовал взрыву Сверхновой, масса которой составляла 2400 масс Солнца. Предполагалось, что образовавшаяся после взрыва нейтронная звезда имеет массу порядка одной солнечной. Сейчас первоначальная масса Сверхновой оценивается в 15-30 солнечных масс.

sn1987a_final_fullq75[1].jpg

Через месяц после вспышки в красной области спектра появилась сильная линия поглощения, принадлежащая барию - очень редкому элементу во Вселенной. Ничего подобного у Сверхновых II типа раньше не наблюдалось.
В инфракрасном диапазоне была найдена сильная полоса испускания, принадлежащая окиси углерода. Это первый случай обнаружения молекулярного соединения в спектре сверхновых. Эту полосу создавал газ, нагретый до 2000єК. В околонаучной среде тут же была высказана гипотеза, что мы наблюдаем результат гибели окружавших эту звезду планет с углеродной жизнью, сожженных в адском пламени разлетающейся после взрыва горячей оболочки звезды.
Аномальным оказалось и то, что излучение Сверхновой 1987 оказалось сильно поляризовано.
В ночь на 12 апреля 1987 года к космической станции « Мир» был пристыкован астрофизический модуль «Квант», в состав которого входила международная орбитальная рентгеновская лаборатория «Рентген». Астрофизические исследования на ней космонавты Ю.Романенко и А.Лавейкин начали 9 июня. Объектом наблюдения стала Сверхновая 1987, почему-то не пожелавшая высвечиваться, как положено, в рентгеновской области спектра.
Наконец, 10 августа 1987 года из ее района пришло рентгеновское излучение с чрезвычайно жестким спектром. По предположению астрофизиков, оно пришло с опозданием на полгода из-за того, что «продиралось» через массивную (около 15 солнечных масс) оболочку Сверхновой, разлетающуюся со скоростями до 25 тысяч километров в секунду. Это открытие огорчило теоретиков, пытавшихся по характеристикам рентгеновского излучения рассчитать превратится взорвавшаяся звезда в нейтронную или будет сжиматься до черной дыры. Предстояло ждать, пока разлетающаяся оболочка не станет более разряженной.
Удовлетворительного объяснения всем странностям Сверхновой 1987 года до сих пор нет.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment