Saturday, January 10, 2009

Откровения древних свитков

8473[1].jpg

На юге Египта находится поселение Бехнеса, состоящее из нескольких хижин. Расположено оно на месте древнего городища Оксиринх, названного так греческими поселенцами по имени рыбы, которую местные жители, египтяне, считали священной.

В 1897 году английские ученые Б.П.Гренфелл и А.С.Хант нача-ли в Оксиринхе раскопки, но вместо мумий и погребальных свитков, обнаружили холмы мусора.
Оксиринх привлек внимание археологов тем, что являлся грече-ским поселением времен Александра Македонского, но также потому, что впоследствии стал оплотом раннего христианства, и в нем в ту пору было много монастырей и церквей. Поэтому здесь могли сохраниться фрагменты ранних христианских тек-стов.
Гренфелл и Хант решили поработать на месте древних жилищ Оксиринха, представлявших собой развалины, в которые пре-вратился город в результате тысячелетнего использования его в качестве источника камня и кирпичей. Здесь оставались только холмы мусора, возраст которого исчислялся тысячелетиями.
Мусорные холмы Оксиринха разделялись на три группы: рим-ские, византийские и арабские, и их можно было отличить по расположению относительно городища. В январе 1897 года для раскопок выбрали низкий холм около древнего храма, и почти сразу обнаружили там обрывки папирусов. Вначале были най-дены частные письма и различные юридические документы. За-тем обнаружили несколько фрагментов религиозных трактатов. Иногда свитки находились в плетеных корзинах, тех, что когда-то были выброшены на помойку. Мусорные холмы Оксиринха казались неисчерпаемыми.
Здесь удалось обнаружить ценные фрагменты из утраченного стихотворения знаменитой античной поэтессы Сапфо. Другим сюрпризом были отрывки трагедий Еврипида «Эней» и «Гипси-пила». Кроме того, найдены неизвестные ранее драма Софокла «Следопыты» и несколько благодарственных гимнов, принад-лежавших могучему таланту самого Пиндара.

110[1].jpg

Однажды исследователи прочитали на одном из листков папи-руса восемь изречений, каждое из которых начиналось форму-лой: «Говорит Иисус». Одно из них почти дословно совпадало со строчкой из Евангелия от Матфея, другая известная фраза имела более развернутый вариант: «Не бывает принят пророк в своем отечестве, да и врач не лечит знающих его». Конца фразы - о враче - в Новом Завете нет. Но более всего ученых взволно-вало то, что некоторые из фрагментов вообще не имели анало-гий в Новом Завете.
«Говорит Иисус: где бы ни были двое, и вот с ними Бог, и где бы ни был один, Я говорю, Я с ним. Подними камень - и там найдешь Меня, рассеки дерево - и Я там», - так было записано на клочке, впоследствии ставшем известным под названием «Логии». Изречения, или логии, как они назывались по-гречески, стали самой сенсационной находкой Гренфелла и Ханта. Они вызвали теологические дискуссии и породили мно-гочисленные статьи и даже научные труды, а их выдающееся значение заключалось в том, что, переписанные примерно в 200 году, «Логии» отодвинули начало христианской эры почти на 150 лет назад. До этого самым ранним письменным свидетель-ством жизни Христа был знаменитый Синайский кодекс. Вновь найденные изречения, приписываемые самому Иисусу Христу, более всего занимали умы людей. Предполагали, что они явля-лись частью какого-то древнего апокрифического Евангелия. Полемика на эту тему продолжалась бы по сей день, если бы не другая находка и вновь в Египте.

egyptian-museum.jpg

В 1946 году Каирский музей приобрел у одного антиквара копт-ские рукописи древних новозаветных апокрифов. Годом позже с ними познакомился французский египтолог Жан Дорсес. Он да-тировал рукописи III-IV веками и лично попытался установить место находки. В 1948 году поиски привели его к некрополю близ древнего городка Хенобоскион на берегу Нила. Там нахо-дились пещеры отшельников, которые обитали в них чуть ли не с зарождения христианства. Библиотека была спрятана в кувши-нах, в которых ему удалось найти и другие древние тексты. Изучение всей обнаруженной литературы привело ученый мир к выводу о том, что найденная библиотека принадлежала гности-кам, поселившимся в Египте во II-III веках. Неканонические от-кровения Христа из «Логий» слово в слово совпадали с найден-ными хенобоскионскими текстами так называемого апокрифи-ческого Евангелия от Фомы.
Гностики, как известно, были сектантами, притязавшими на знание особого, таинственного смысла Библии. В связи с этим, неудивительно, что в начале гностического Евангелия сказано: «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые за-писал Дидим Иуда Фома». По мнению последователей этого учения, тот, кто познает скрытый смысл речений Фомы, не вку-сит смерти.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment