Friday, January 30, 2009

В ответе за здоровье архитектор

sgc444066lp4.jpg

Во все века людей волновал вопрос: есть ли объективные критерии, отличающие архитектурные шедевры от ремесленных поделок. И возникал он не в силу праздного любопытства, а по причине удивительного постоянства в воздействии этих шедевров на людей, причем не только на их сознание, но и на подсознание.

Однако долгое время эти проблемы были далеки от внимания наших ученых, и лишь в последние годы специалисты, и, прежде всего архитекторы, серьезно заинтересовались ими. О направлениях этой деятельности в беседе с нашим корреспондентом рассказывает один из ученых, работающих в этой секции, - кандидат архитектуры Михаил Лимонад.
- Чем обусловлен интерес, который проявляют сегодня архитекторы к энергетическим полям: данью моде или началом нового направления в архитектуре?
- Речь идет не о временном увлечении, а жизненной потребности в строительстве. Мы безнадежно отстали в изучении и использовании всего, что связано с энергетикой архитектурных форм. А именно она во многом определяет не только эстетическое влияние архитектуры, но и прямое психологическое и физиологическое воздействие на людей. Непонимание нашими архитекторами этих законов привело к появлению кварталов и даже целых городов, в которых трудно жить человеку. Люди здесь ощущают дискомфорт, часто болеют.
- Что вы конкретно имеете в виду, когда говорите о влиянии современной архитектуры на здоровье людей?
- Возьмем, к примеру, так называемых «хрущевки», особенно в панельном варианте. Специалисты, занимающиеся вопросами архитектурной психологии, пришли к выводу, что длительное воздействие основных элементов этих зданий (ровная панель с окном в центре), образующих монотонные поверхности, сказывается на психике человека. Поколение людей, выросших в таких домах, ориентированы на ординарное мышление и примитивное восприятие искусства, прежде всего музыки. У них падает общий интеллектуальный уровень, зато быстро растет агрессивность.
Но это только одна сторона воздействия «хрущевок» на здоровье и психическое состояние людей, живущих в них . Вторая - связана с проблемой низких потолков. Жалобы жителей таких квартир на свое здоровье, оказалось, имеют под собой вполне объективную почву. Ее объясняют опыты известного советского биофизика Г.Сергеева, изучавшего интенсивность излучения головного мозга. Как известно, потолок квартиры является экраном для таких излучений, и при их высокой интенсивности происходит самооблучение. У людей появляются повышенная утомляемость и сонливость или, наоборот, агрессивность и раздражительность. Особенно это проявляется при высоте потолка менее трех метров. Что же говорить о двух с половиной метрах?
- Вернемся к вашей мысли о влиянии монотонности многих совре-менных строений на психику людей. Что представляет собой «механизм» такого влияния?
- Цель архитектуры - создать такую среду нашего обитания, которая защищала бы здоровье каждого из нас, и прежде всего психику. Это решается элементарным упорядочением мест нашего проживания и нашей работы. Масштаб, ритм зданий несут информацию мозгу об этом сложно организованном пространстве. Если она усваивается легко, то окружающая нас среда воспринимается как красивая. Обилие же монотонных и хаотичных структур перегружает сознание человека, вызывает усталость, микрострессы. При этом, надо учитывать, что мы как биологические объекты, воспринимаем отраженную архитектурными объектами нами же излученную электромагнитную и друга виды энергии. Так что микрострессы суммируются в стрессы, которые разрушительно действуют в первую очередь на психику, а затем на весь организм.
- А есть ли выход из создавшегося положения? Можно ли в современных масштабах строительства, его индустриальных методах так планировать наши улицы, дома, квартиры, чтобы они способны были укрывать человека от внешнего воздействия, защищать его нервную систему?
- Как известно, любой архитектурный объект - одно тело или группа тел, связанных между собой, - воспринимается как законченная в данный момент система. Ее целостность обусловлена структурой связей, существующих в зрительной и энергетических картинах этой системы. В картине зрительной ее создает хорошо известный в архитектуре закон динамического равновесия. Энергетическая сторона равновесия системы может объясняться вторым законом Ньютона, определяющим гравитационные соотношения между объектами. Иными словами, законы архитектурной композиции - это, по существу, те же законы физики для системы тел, прижатых силой тяготения к поверхности. Их точная формулировка и использование в строительстве - лишь дело времени. Возникает возможность математического описания пространственных и пластических композиций в архитектуре. Образ объекта, соотношение его общего вида с деталями, другие сочетания и ритмы, использующиеся в архитектуре, можно будет описывать математическими формулами и графическими схемами. А они, подобно буквам и слогам, позволяют грамотно соединять их в слова, предложения и создавать нужный нам грамотный и красивый текст.
- Два последних вопроса. Первый. Вы, как Сальери, пытаетесь алгеброй проверить гармонию, правда, не в музыке, а в архитектуре” Не пойдет ли это во вред творчеству архитекторов? И второй. Связана ли деятельность вашей секции при Союзе архитекторов с государственными учреждениями, занимающимися вопросами архитектуры?
- В любой области человеческой деятельности, в чем бы она ни заключалась, есть несколько фаз: ученичество, ремесленничество, мастерство, наука об этой деятельности и, наконец, высшая форма мастерства - свободное интуитивное творчество, нередко идущее впереди науки. Так и в архитектуре. Творчество в этом виде искусства не только не иссякает, но и поднимается на более высокую ступень, полностью используя интуитивные способности человека.
Что касается второго вопроса, то наша секция “Архитектура и энергия” существует пока в основном на общественных началах. В ней разработана комплексная программа изучения и внедрения в практику архитектуры биоэнергоинформатики. Начало этому уже положено. Программа апробирована при составлении планов научно-исследовательских работ в министерстве Российской Федерации. Некоторые работы, проводящиеся в проектных институтах, в том числе и в том, в котором работаю я, уже официально включают в себя биоэнергетическую оценку территории и строящихся на ней зданий. Внимательно изучаем мы и зарубежный опыт” В Бельгии и во Франции изучение энергетики архитектурных форм входит в обязательный вид исследований, выполняемых при проектировании зданий. У нас об этом только начинают говорить, и чем быстрее от разговоров перейдут к делу, тем красивее, гармоничнее будут выглядеть наши города, и тем лучше будут чувствовать себя люди, живущие в них. Из всего следует, что слова Ф.Достоевского: “Красота спасет мир” - очень точно выражают задачу архитектуры.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment