Sunday, January 18, 2009

Пиратское царство Шривиджайя не исчезло бесследно

wild-men400.jpg

Число островов в Индонезии оценивают громадной цифрой - почти 14 тысяч. Обитаемы, правда, лишь примерно 900. На большей части из них расположено ныне одно крупное государство - Республика Индонезия. В древности на островах было несколько царств, но только самому мощному из них удалось распространить свое влияние на всю западную часть архипелага.

Было это еще до того, как арабские купцы ознакомили островитян с исламом, в те давние века, когда в нынешней Индонезии процветали буддизм и индуизм, когда был построен знаменитый храм Борободур на острове Ява. Но столица крупнейшего царства тех веков располагалась на другом большом острове - Суматре. Увы, от царства не осталось не только что летописей, но даже и больших надписей.
Известный востоковед И.В.Можейко (он же фантаст Кир Булычев) в своей книге «1185 год» образно сравнил страны с комнатами, расположенными в домах, стоящих у берегов реки времени. И посетовал, что некоторые окна до сих пор остаются как бы зашторенными. Иначе говоря, мы знаем, - страна была, причем богатая и по тому времени развитая. Название ее знаем, столица известна. Но никаких письменных источников, ничего такого, что в среде профессиональных историков считается твердо установленным фактом. На Востоке к таким исчезнувшим государствам относится древняя индонезийская империя Шривиджайя.
Сначала на Суматре были просто крупные базы пиратов. Созданное их вождями царство появилось приблизительно в VII веке нашей эры, а пришло в упадок лишь веку к XIII. Причем торговлю пиратствующие властители стимулировали весьма своеобразно. Вот что писал один из китайских паломников: «Если иностранное судно, проходящее мимо, не заходит в порт, вооруженная стража снаряжается в погоню и убивает команду до последнего человека».
Естественно, волей-неволей в Шривиджайе бывали иноземные купцы - как китайские, так и индийские. Правда, традицией летописания Индия не славилась, в отличие от Китая. Поэтому о процветании Шривиджайи историки судят со слов китайских хроник, где она названа Шилифоши. Верить этим сведениям можно - сам Китай VIII - IX веков был весьма развитой по тому времени страной. Раз уж купцы и буддийские монахи эпохи Тан считали Шривиджайю богатейшей сильной страной с мощным флотом, значит, так и было. Однако от китайской империи династии Тан остались многочисленные литературные произведения, в том числе стихи великих поэтов. А от морской державы Шривиджайя - ничего.
Город Палембанг, бывший некогда столичным, расположен на юго-востоке Суматры ближе к тихоокеанскому побережью. Любопытно, что тысячу лет назад береговая линия была другой, так что стоящий ныне на берегу реки Муси город тогда был прибрежным портом.

palace2.jpg

Ныне Палембанг - лишь второй по численности населения (до полутора миллионов человек) город острова, не являющийся даже провинциальным центром Суматры. Здесь есть музей с предметами эпохи раннего Средневековья, соответствующей времени существования империя Шривиджайя. Добраться, однако, туда непросто. Конечно, есть российские путешественники, исколесившие далекую от нас Индонезию, например, москвич Валерий Шанин. И все же сведения о древней империи поневоле носят пока что общий характер.
Жители Палембанга древнее царство чтят, в честь него 16-20 июня проходят ежегодные гонки на лодках. Но когда-то главной достопримечательностью Палембанга была великолепная, но, увы, не сохранившаяся до наших дней статуя поныне почитаемого в дальневосточном буддизме святого - Авалокитешвары. Его обычно изображают в белых одеждах и сочувственно улыбающимся всем, поскольку он символизирует сострадание. В древности в Палембанг приезжали паломники из многих стран Азии, чтобы поклониться буддийскому святому. Уже в конце VII века в Палембанге только буддийских монахов насчитывалось около тысячи.
Интересно, что на многих изображениях Авалокитешвара напоминает индуистского бога Шиву, но с малайскими чертами лица. Не исключено, что это не случайно и является следствием синтеза индуизма и буддизма в древнем индонезийском морском царстве. Дело в том, что еще в 717 году в Палембанг прибыли из Индии видные проповедники Тантры.
Как известно, эта ветвь индуизма тесно связана с культом как Шивы, так и женского начала. Даже сами тексты Тантр делятся на два типа - агама, где Шива отвечает на вопросы своей жены Парвати, и нигама, где, напротив, Парвати отвечает на вопросы своего мужа Шивы. Да и правившая в морском царстве Шривиджайя c конца IX века династия Шайлендра (в переводе «Царь гор») свое название взяла в честь одного из имен Шивы, по легендам, явившегося миру в Гималаях. В то же время государственной религией был объявлен буддизм толка махаяна, где характерен культ святых (бодхисатв). Возможно, фигура Авалокитешвары и призвана была соединить индуизм и буддизм. В таком случае тогдашним правителям царства не откажешь в мудрости.

Sumatra.jpg

Главным богатством Шривиджайи был сильный флот. В страну переселялись жители некоторых областей Южной Индии и острова Ланка. Например, в вассальной в те века морскому царству западной части Явы поныне живут клинги, родственные калингам юга Индии. И малайские рыбаки в западной части Индонезии, и тамильские рыбаки на юге Индии пользовались лодками с противовесом, то есть простейшими катамаранами. И потомки до сих пор спорят, кто их изобрел раньше. В одну эпоху с царством Шривиджайя на юге Индии народом тамилов и их соседями правила сильная династия Чолов. Между государствами были периоды как союзнических отношений, так и вражды. Соперничало с пиратской страной и царство Матарам в восточной части Явы.
Богатство царей Шривиджайи было бансословным. Арабы называли ее «страной Забаг». Хронист Абу Зейд Хасан в IX веке писал, что дворец царя в Палембанге соединен с морем каналом так, что вместо внутреннего дворика образуется озерцо. И вот в него-то казначей каждое утро метал по золотому слитку-кирпичику. В отлив поверхность слитков сверкала… После смерти царя слитки доставали и делили между его домочадцами, веоначальниками, придворными. Остаток раздавали беднякам…
Пика могущества Шривиджайя достигла примерно к 1000 году. В ответ на нападение яванцев в ходе войны 1003-1016 годов суматранцы наголову разгромили конкурентов. Однако вслед за этим экспедиционный флот Чолов в 1025 году сумел победить флот Шривиджайи. Правивший в Палембанге царь попал в плен к тамильскому государю Раджендре Первому. Стольный град вскоре восстановил свое торговое могущество, но вассальные земли стали отпадать от ослабленного царства.
Ранее вассалы и правители провинций клялись в верности царям Шривиджайи во время особой церемонии совместного распития священного напитка. Теперь приносящих такую клятву становилось все меньше. Через несколько десятилетий столицу перенесли в меньший город, называемый поныне Джамби. Когда через эти края проезжал Марко Поло, на Суматре было уже восемь небольших царств… И славились они в основном пиратами. Короче говоря, круг замкнулся - как началось царство Шривиджайя с пиратства, так им и закончило.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment