Wednesday, January 28, 2009

Битва с хозяином моря

aletapety.jpg

Наверное, каждому из нас в детстве приходилось слышать сказку, где упоминалась бы живая или мертвая вода. Выйдя из детского возраста, мы понимали, что она встречается только в сказках, однако вскоре подоспели новые данные - живую воду (или, иными словами, эликсир бессмертия), оказывается, всерьез искали и китайский император Динь Ши Хуан Ди (259-210 гг. до н. э.), и папы римские, и даже российский генерал-фельдмаршал Яков Брюс.

Впрочем, такой объект, как живая или мертвая вода, встречается только на Руси. «Различие мертвой и живой воды является только в славянских сказках и не повторяется нигде более, - подтверждает эти слова энциклопедия Брокгауза и Эфрона. - Мертвая вода называется иногда целящею: она заживляет нанесенные раны, сращивает рассеченные части мертвого тела, но еще не воскрешает его; только окропление живою водою возвращает ему жизнь. Живая вода находится в тридевятом царстве, между двух толкучих гор, которые только на минуту разверзаются; ее защищает змей или вороны-носы железные. Кто выпьет живой, или богатырской, воды, у того тотчас прибывает сила великая».
Мертвая же вода, как мы можем видеть, существует не только в сказках - скажем, так называют воду, богатую тяжелым изотопом водорода дейтерием, или уровень воды, не достаточный для приведения в действие мельничных колес и других водяных двигателей. Однако существует у мертвой воды и другой, менее известный аспект…

Воля богов?

В 1607 году некий Романо выпустил книгу о чудесах, снабдив их комментариями и объяснениями в духе того времени. Книга, в общем, вышла сама по себе заурядная, но нас в ней интересует всего один отрывок. Вот он: «Я должен рассказать вам, - пишет Романо, - о другой проделке дьявола, чтобы вы знали, как многочисленны козни этого врага человеческого против бедных моряков. На пути из Гаэты в Неаполь галера «Санта Лука» шла под парусами при свежем ветре. Находясь в двух милях от Порты, она остановилась почти неподвижно, несмотря на то, что все паруса были подняты. Шкипер осмотрел руль, думая найти канат или сеть, запутавшиеся в нем, но ничего не было найдено. Он приказал рабам сесть на весла. Они стали грести, понукаемые тяжелыми ударами, но галера не двигалась с места. Она стояла так более четверти часа».
В связи с описанным событием уместно будет вспомнить одну древнюю скандинавскую легенду о том, как один из походов викингов был прерван по воле богов. Тогда по весне, под журчание ручьев, несущих талую воду во фьорд, драккар поднял свой полосатый парус и направился к выходу из залива. Однако не успели даже толком уменьшится фигурки провожающих на берегу, как корабль стал резко снижать скорость, несмотря на ничуть не уменьшившийся ветер. Викинги, навалившись на весла, пытались ускорить ход драккара, но безуспешно. «Хозяин фьорда не хочет нашего похода! - стали переговариваться суеверные воины. - С ним нельзя спорить!». Скрепя сердце, вождь дал команду повернуть назад.
В тот же день в главной избе состоялся совет - дружина думала, что же делать. В итоге остановили свой выбор на обильной жертве богам, которая должна помочь. Впрочем, старый мореход и рубака Олаф Одноглазый заметил: «Боги не хотят, чтоб мы вышли в море сегодня. Подождем, когда изменится ветер и принесет в залив свежую воду». Он-то знал, что боги меняют гнев на милость, когда в море выносит старую воду из залива…
showlarge5.jpg

Проделки дьявола?

Подобное явление «мертвой», не пускающей корабль воды было описано еще историком Плинием Старшим в его «Естественной истории». Он, пытаясь разобраться в этом явлении, предположил, что скорость судна снижают моллюски, присасывающиеся к днищу. В Средние века подобные вещи могли восприниматься не иначе, как проделками дьявола, а затем они перешли в разряд морских баек, хотя в полосы «мертвой» воды мореплаватели попадали и тогда - у побережья Норвегии, в Средиземном море, в Мексиканском заливе и в устьях больших африканских рек. Причем стоять на месте приходилось иногда не по нескольку часов, а днями и даже неделями!
В разряд реального явления байки о «мертвой» воде помог перенести никто иной, как известный норвежский полярник-исследователь Фритьоф Нансен. Летом 1893 года он на судне «Фрам» отплыл к Новосибирским островам, и у полуострова Таймыр попал в какой-то странный переплет: при подходе к кромке льдов судно резко замедлило движение, хотя двигатель продолжал работать на полную мощность. Вот как в своей книге «Во мраке ночи и во льдах» Нансен описал происходящее: «На то, чтобы пройти несколько морских миль, которые мы прошли бы на веслах в полчаса или даже менее, понадобилось более вахты (четыре часа - прим. Д.Ш.) - судно «Фрам» попало в зону «мертвой воды» и, несмотря на форсированную работу машин, почти не двигалось с места. Оно будто тащило всю воду за собой.
Своеобразное явление эта «мертвая вода». Для изучения его представился здесь лучший случай, чем мы хотели бы. Встречается оно, по-видимому, лишь там, где слой пресной или сильно распресненной воды лежит поверх соленой морской воды. Пресная вода увлекается судном, и оно скользит по тяжелой соленой воде, как по твердой подстилке. Разница в солености этих слоев очень велика. Так, например, вода, взятая с поверхности, вполне пригодна для питья, а вода, поступавшая через кингстон, настолько солона, что не годилась даже для котла. Мертвая вода образует как бы вал или даже волны больших или меньших размеров, которые, следуя за судном, пересекали под углом след его за кормой, иногда эти волны заходят далеко вперед, почти до середины корабля.
Что мы ни делали, чтобы выбраться из «мертвой воды», - круто поворачивали судно, лавировали, описывали полный круг - все напрасно. Лишь только машина переставала работать, судно тотчас же останавливалось, точно схваченное чем-то за корму».
Пять суток «Фрам» боролся с «хозяином моря», по метру продвигаясь к кромке льдов - его скорость упала в пять раз. Однако как только судно достигло ледяного поля, скорость волшебным образом вернулась, и судно, ломая тонкий лед, вновь продолжило движение со своей обычной скоростью - четыре с половиной узла.
Этот случай заинтересовал Нансена, и он попросил помочь в нем разобраться молодого математика В. Экмана, впоследствии ставшего известным именно благодаря исследованиям физики океана. Ученый провел ряд экспериментов, показавших, что тело, двигающееся с малой скоростью вблизи границы раздела сред разной плотности, генерирует внутренние волны, крадущие значительную часть мощности энергетической установки судна. «Сопротивление это зависит от скорости движения корабля и может в девять раз превышать сопротивление движению в нормальной воде, - добавляет Всеволод Арабаджи в своей книге «Загадки простой воды». - Кроме того, оно возрастает с приближением толщины пресного слоя к осадке корабля и с увеличением разности плотностей соленой и пресной воды. «Мертвая вода» может наблюдаться при тихой погоде на небольшом участке акватории в районе таяния ледников, айсбергов или ископаемых льдов, в местах интенсивного выпадения осадков и в устьях впадающих в море рек, когда морская вода покрывается слоем воды пресной».
Экспериментально было доказано, что в ловушку попадают суда, идущие с небольшой скоростью - менее пяти узлов. Если судно эту скорость превышает, то волны на границе водных слоев гасятся.
Так что, выясняется, что ни моллюски, ни боги, ни сам дьявол здесь не при чем.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment