Wednesday, January 21, 2009

Умереть, чтобы жить

Ramon_Llull.jpg

Жарким июньским вечером на кладбище горного селения средиземноморского острова Мойорка состоялись пышные похороны. Роскошная надгробная плита была возложена сразу же. На ней - золоченая надпись: «Раймунд Луллий, благочестивые убеждения которого не были никому ненавистны, лежит здесь в дивном мраморе, с 1315 года, начав быть без чувств».

Красивая молодая женщина из знатного семейства, сеньора Амбросия де Костелло, когда обряд погребения завершился, сказала, обращаясь к юному купцу Стефану Колумбу:
Вы подобрали на площади моего истекающего кровью возлюбленного. Я знаю. Его не побили камнями, не закололи кинжалом, как судачат простолюдины. Он ошибся в дозе снадобья, которое принял, которым избавил меня от незаживающих язв. Мне семьдесят лет, но время для меня остановилось. Я не меняюсь внешне. Силы мои не убывают. И это все благодаря пилюлям, приготовленным Раймундом из золотого порошка с добавлением того, что мне неведомо. Умоляю, передайте мне последние его слова…
Сказать нечего. Слова его - предсмертный бред. Он прошептал, что мой далекий потомок, которого нарекут Христофором, прославится открытием райских земель, Нового Света. Не это, впрочем, меня поразило, а то, что когда я закрыл умершему глаза, он мгновенно превратился из моложавого человека в дряхлого старика…
То же будет со мною, - вздохнула сеньора, - ведь пилюли надобно принимать постоянно. Не стало Луллия - не стало их. В благодарность за ваше милосердие к нему я распорядилась переправить на ваше судно ларец с золотом. Его тоже в тиглях выплавлял мой несчастный возлюбленный…
По силам ли это божье дело простому смертному? - изумился Стефан.
Вполне. Ведь Луллий не был простым монахом-францисканцем. Он был величайшим алхимиком, известным королям и черни под именем Иллюминатиссимуса, не делающего тайны из того, что путь получения благородных металлов из неблагородных для идущего по нему разбит на четыре отрезка: меланоз - почернение металла, лейкоз - побеление, ксантоз - пожелтение, иоз - покраснение. Вместе с рождением надприродного золота могут рождаться надприродные пилюли вечной жизни. Согласитесь, последнее куда ценней…
Этот диалог не плод воображения, не вымысел. В1870 году российский горный инженер Федор Савченков, изучив около 500 алхимических трактатов Луллия, хранившихся в крупнейших академических библиотеках Европы и Азии, опубликовал научно-исторический очерк со следующими, кажущимися абсолютно невероятными выводами: «Работая, не покладая рук в Британии, в Лондонской башне, этот предвестник традиционной химии получил в общей сложности 25 тонн искусственного, высшей пробы золота, из которого четверть века спустя были отчеканены королевские монеты, до сих пор хранящиеся во многих казначейских и частных коллекциях мира. Пилюли, существенно отодвигающие старение, тоже явь. Что касается предсказания об открытии Америки, оно, действительно, сбылось 177 лет спустя. Об этом событии я узнал из рукописи Луллия, где был назван и открыватель Христофор Колумб! Кто любопытствует проверить, пусть обратится к трудам философа, алхимика, прорицателя «Сокращенное послание о камне» и второму расширенному - «Завещание, излагающее химическое искусство».

lully03.jpg

Отпрыск состоятельного дворянского рода, Луллий, в ранней молодости слывший щеголем повесой и забиякой-дуэлянтом, не помышлял о том, что в конце концов, станет искусным алхимиком и христианским миссионером, ухитрится прожить, как утверждает советский кибернетик Лев Теплов, две жизни вместо одной, которые вместят бесконечные странствия по свету в поисках универсального Закона мироздания, обучение и преподавание в крупнейших университетах Европы, в том числе Парижском, и, наконец, затворническую жизнь в хижине на горе Ранда острова Майорка, где однажды Всевышний, явившийся во сне, открыл ему истину: «Бог не слово, не часть большего. Бог это Целое». И вот из-под пера некогда легкомысленного дворянина, промотавшего к тридцати годам огромное родительское наследство, выходят один за другим по самым приблизительным оценкам около пяти тысяч трактатов о трансмутациях в живой и костной материи, когда живое переходит в неживое, и, наоборот, посредством высших энергий.
«Я разгадываю загадки мироустройства, - пишет Луллий, - не столько для того, чтобы на стыке ярких сновидений и божественных подсказок извлекать из окружающего воздуха все, что пожелаю, сколько для того, чтобы смыть позор моего давнего омерзительного поступка, чтобы вырвать из когтей сатанинской болезни наидрагоценнейшую для меня особу».
Кого Луллий называет наидрагоценнейшей особой, понятно. Это, конечно, сеньора Амбросия де Костелло. А вот что за мерзкий поступок? И об этом мы тоже узнаем из его записок.
«В пору влюбленности и страсти, когда я вообразил, что пылкие сонеты, поэмы, посвященные Амбросии, никак не обращают ее прекрасные очи на меня, я, подталкиваемый дьявольской похотью, въехал в собор, где она усердно молилась, верхом на коне. Думал святотатство будет оценено ею, грешницей. Как бы не так! Амбросия, воплощение святости, рыдая, сорвала с себя одежды, и я увидел ее тело, изъязвленное и окровавленное. Я тут же прилюдно поклялся стать праведником, дабы Господь поспособствовал погасить огонь, пожирающий ее».
Путешествия по Кипру, Палестине, Армении, Китаю, где Луллий перенимал секреты Ремесла тамошних алхимиков не оставили у него сомнений в том, что пилюли бессмертия можно получить лишь в процессе трансмутации золота.
«Эпистолярное наследие Клеопатры Египетской, Гермеса Трисмегиста, Джабира ибн Пайана, китайского принца Лиу Анна и особенно опыты с киноварью его соотечественника, умеющего тасовать субстанции, философа Вей По Ианга, привели к получению искомого, - ликует алхимик, - я исцелил обожаемую сеньору, сосредоточил ее существо на непроходящей молодости, вливаю жизненные соки в себя и других. Но для того, чтобы длительно и деятельно жить, надо пройти через процесс умирания, как это сделал мой кумир, определивший волею Господа все стадии извлечения сверкающего порошка бессмертия, и в моих беспокойных снах и даже приходя ко мне во плоти».
Луллий в назидание будущим своим последователям рассказывает, как Вей По Ианг, живший около 120 года до нашей эры, испытывал пилюли вечности, киноварно-золотая рецептура которых в зашифрованном виде приводится в одной из глав «Великой книги перемен», на себе, своем слуге и своей собаке. «Все они приняли мучительную смерть, но, воскреснув по прошествии 48 часов, более не умирали 500 лет», - пишет алхимик.
После похорон Луллия начались события невероятные.
«Его, жизнерадостного и молодого, не раз видели возле собственной могилы вместе с заметно помолодевшей сеньорой де Костелло. В 1325 году в Европе появилось ошеломляющее количество золота, абсолютно неподъемного для тогдашних рудников, но якобы искусственно полученного им. Тогда же он демонстрировал монархам свои механические счетные диски - прообраз ЭВМ. Вывод. Или Луллиев было двое. Или Луллий воскрес», - свидетельствует его биограф Зигмар Шпацциус.
Мы в свою очередь можем предположить, что благодарная возлюбленная алхимика воспользовалась его пилюлями, как это проделала легендарная женщина-алхимик, автор трактата «Хризонея» об обретении бессмертия и получении искусственного золота, Мария Коптская, воскресившая своего супруга. А ложная могила Луллия, роскошное надгробие? Это в духе герметического искусства: умереть, чтобы жить. Гроб, который опустили в землю, как тогда поговаривали, был пуст.

Del.icio.us :
Technorati :

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment