Thursday, January 29, 2009

Серебро для Сталина

1001020_51546932.jpg

В августе 1944 года немецкая подводная лодка потопила в Арабском море американский транспортный корабль «Джон Бэрри» («USS John Barry»). Вместе с транспортником ушло на дно оборудование для нефтеперерабатывающего завода в Саудовской Аравии. В трюмах корабля лежал также груз серебра в монетах и слитках, стоимостью 26 миллионов долларов. Зачем американский корабль вез в Персидский залив серебро, и кому оно предназначалось?

Историки проследили путь транспортного судна и напали на след дипломатических интриг, секретов и дезинформации. Корабль загрузили в Портленде, потом он проследовал в Нью-Йорк и Норфолк, а оттуда взял курс на Средиземное море. На борту находилось 44 члена команды и 27 морских пехотинцев. Пять трюмов были доверху загружены промышленным оборудованием. В трюме № 2 стояло 750 тяжелых ящиков, набитых мешками с серебряными монетами. В общей сложности, там было три миллиона Саудовских риалов. Кроме того, транспортник вез небольшое количество военной техники и 18 тонн пива. Серебро в слитках по документам не числилось. Правительство США принимало энергичные меры, чтобы предотвратить грозящую их стране нехватку нефти. Американцы поставляли саудовско-американскому концерну АРАМКО оборудование для строительства гигантского нефтеперерабатывающего комбината в Рас-Танура. У концерна возникли сложности с выплатой зарплаты рабочим. На стройке работали, в основном, мусульмане-сунниты, которые отказывались принимать доллары.
Американцы обратились за помощью к королю Саудовской Аравии. Члены делегации предложили ему выгодную сделку, и он согласился за определенную мзду гарантировать американским концернам доступ к нефтяным богатствам своей страны.
В США отчеканили серебряные риалы специально для концерна АРАМКО и для короля Саудовской Аравии. «Американские риалы» содержали 91 процент серебра. На каждой монете стояла надпись по-арабски: «Отчеканено в Мекке». Американцы изготовили серебряные фальшивки на сумму 733 607, 99 долларов. Транспортный корабль «Джон Бэрри» вез эти риалы в Саудовскую Аравию.
Такой операцией американское правительство намеревалось вытеснить с Ближнего Востока Великобританию, которая долгое время почти безраздельно господствовала в ближневосточном регионе. Провернуть это дело заокеанским союзникам, помог некий Гарри Джеймс Филби - англичанин, который с 1932 года работал на американцев. Соотечественники считали его шпионом, коммунистом, пособником нацистов и предателем.
В порту Адена британские чиновники заверили капитана «Джона Бэрри» Джозефа Эллервалда, что на последнем этапе рейса можно не опасаться вражеского флота. Это была либо роковая ошибка, либо преднамеренная дезинформация. С того момента, как британская разведка расшифровала секретный код немецкой радиосвязи, англичане получали точную информацию о передвижениях военного флота противника. К востоку от африканского побережья находилась немецкая подводная лодка «U-859». И англичане об этом знали. Тем не менее, они отправили в море без конвоя судно заокеанских союзников с ценным грузом.
Капитан Эллервалд не доверял обманчивому спокойствию и вел свой корабль вдоль побережья противолодочными зигзагами. Когда «Джон Бэрри» шел по Суэцкому каналу, в Аравийском море уже появилась немецкая подлодка. Командир субмарины капитан-лейтенант Йохан Йебзен хотел атаковать британский танкер водоизмещением 10 тысяч тонн. Заметив конвой из двух военных кораблей, немцы благоразумно скрылись. Вечером
28 августа 1944 года подводная лодка, как обычно, всплыла, и командир заметил невдалеке транспортный корабль. Это был «Джон Бэрри». Йебзен сообразил, что частая смена курса транспортника - это тактическое маневрирование. Штурман точно вычислил курс судна противника. Немцы заняли удобную позицию для атаки и ждали, когда в перископе появится цель. Первую торпеду подлодка выпустила с расстояния 850 метров, но она прошла мимо. От взрыва третьей торпеды транспортное судно раскололось на две части. Немецкая субмарина развеяла надежды АРАМКО (и саудовского короля) на получение денежного вливания из-за океана. Черед три дня «U-859» потопила британский транспортный корабль и ушла на Дальний Восток, а «Джон Бэрри» лежит с тех пор на дне Аравийского моря на глубине 2590 метров. О его ценном грузе давно ходят фантастические слухи. Серебряные монеты предназначались для короля Саудовской Аравии и на выплату зарплаты работникам завода. Но для кого везли серебряные слитки? С этим грузом связана темная история. Якобы, именно это серебро послужило причиной гибели транспортника, в которой, возможно, замешан капитан «Джона Бэрри», немец по происхождению.

x1-007_1.jpg

Корабль шел в Рас-Танура в восточной части Саудовской Аравии и встретился с немецкой подлодкой у берегов Омана. Судя по сохранившимся документам, капитан Эллервалд получил приказ выгрузить в Рас-Танура часть груза и следовать в Абадан, иранский порт на Персидском заливе. Из Абадана 3 тысячи тонн неизвестного груза предполагалось незаметно перевести по железной дороге и автотранспортом в Советский Союз.
Один из моряков, спасшихся после катастрофы «Джона Бэрри», с уверенностью утверждает, что в трюме № 3 находились под охраной грузовики с серебром. Журналист Джон Бизант убежден, что на борту злополучного транспортника было 1500 тонн серебра в слитках. Однако о пропаже этого груза до сих пор никто не заявил. Через полвека после гибели судна появилась техническая возможность добраться до лежащего на дне корабля. Подъем предметов с такой большой глубины - дорогое предприятие, кроме того, долго не могли выяснить, кому принадлежит право собственности на судно и груз. Его обломки лежат в 150 морских милях от побережья Омана в нейтральных водах, но эта территория включена в зону экономического влияния султаната.
США и Оман в результате сложных переговоров нашли решение проблемы. Американский кладоискатель Джей Фионделла, владелец сети ресторанов, за 50 тысяч долларов приобрел право на подъем «утопленника». Шейх Ахмед Фарид аль-Олаки, финансировал дорогостоящие работы по подъему корабля и оплатил необходимую для этого сложную технику.
С помощью сонаров и подводных роботов исследователи принялись за обследование дна и скоро обнаружили остов корабля. Его идентифицировали по имеющимся фотографиям. В качестве платформы для подъема крупных фрагментов корпуса использовали специализированное судно «Флекс ЛД» - переделанную для таких целей морскую нефтедобывающую платформу. С помощью специалистов из французского Морского исследовательского института был разработан план, для осуществления которого пришлось изготовить оборудование - высокотехнологичный подъемный механизм, использование которого обходится в 30 тысяч долларов в день.
Аппарату потребовалось 8 часов на то, чтобы «дотянуться» до корпуса корабля. Благодаря видеокамере и дистанционному управлению, можно работать на глубине с точностью до нескольких сантиметров. На всю операцию коллективу было отпущено 27 дней, потому что на больший срок не хватило денег.
Мало помалу подводный грейфер забирался внутрь остова корабля, но первые ковши принесли на палубу только обломки и мусор. Однажды ночью ковш выгреб серебряные риалы - сотни тысяч монет! Еще никогда не удавалось поднять со дна такое большое
количество ценного груза. Несмотря на сенсационный успех экспедиции, исследователи были разочарованы: серебро в слитках, якобы, предназначенное для Сталина, словно сквозь землю провалилось. Так и осталось не выясненным, где и когда выгрузили слитки, если они действительно находились на борту транспортного судна, предательски отправленного прямо под огонь немецкой подводной лодки.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment