Friday, April 17, 2009

Граф Аракчеев и его любовница Настасья Минкина

250px-arakcheev_alexey_andreevich.jpg

В один из сентябрьских дней 1825 года в Петербург пришла страшная весть: в усадьбе графа Аракчеева Грузино крепостными убита любовница всесильного министра Настасья Федоровна Минкина. Светские львицы злорадствовали: так и надо этой полуграмотной крестьянке - слишком высоко взлетела. Высокопоставленные чиновники задумались: через кого теперь воздействовать на второе после императора лицо в государстве? Сам Аракчеев был безутешен и близок к помешательству…

Граф Алексей Андреевич Аракчеев вел далеко не целомудренный образ жизни. Значительная часть его библиотеки состояла из книг фривольного содержания. В своей усадьбе хозяин построил павильон, в котором находились непристойные картины. Они были закрыты зеркалами, которые отодвигались с помощью хитроумного механизма.
Будучи противником брака, Аракчеев, уступая требованиям матери, все-таки женился на Наталье Федоровне Хомутовой. Но этот супружеский союз просуществовал недолго - всего два года. Аракчеев замучил жену безосновательными вспышками ревности, хотя сам постоянно изменял ей. Наталья Федоровна оставила графа после очередного его романа.
Алексей Андреевич любил менять женщин. Его избранницами становились не только светские дамы, но зачастую простые крестьянки. Крепостных красавиц он покупал и привозил в Грузино, но ни одна из них не смогла привязать графа к себе. Исключение составила Настасья Федоровна Минкина, купленная графом по случаю. Его очаровала красивая, черноокая, высокая, стройная, темпераментная Настасья, и Аракчеев стал считать ее своей невенчанной женой. Новая любовница быстро поняла характер барина, изучила его вкусы, привычки и предупреждала их. За это была возведена в ранг домоправительницы и получала большое жалование. Благосклонность графа дала ей большую власть. Генералы целовали Настасье руки. Государственные чиновники слали ей любезные письма и дорогие подарки - ведь свирепый Аракчеев выполнял все прихоти любовницы и прислушивался к ее мнению.
Односельчане считали Настасью колдуньей. Ходили слухи, что она заставляет дворовых девушек собирать ядовитых змей, травы, а потом делает из них зелье для ворожбы. А некоторые даже утверждали, что своими глазами видели, как по ночам к любовнице барина прилетает огненный змей.
На самом деле все выглядело намного прозаичнее. Минкина окружила себя большим количеством шпионов, соглядатаев - это позволяло ей все знать и многое “предсказывать”. Аракчеев слепо верил в дар предвидения своей фаворитки и еще больше подчинялся ее воле.
Усадебное хозяйство она вела хорошо, вникала в малейшие детали, увеличивая достаток “семьи”. Но при этом не упускала случая поживиться за барский счет. Кроме того, она постоянно выпрашивала у возлюбленного деньги, дорогие вещи и драгоценные украшения. Ее желания выполнялись беспрекословно, хотя граф был скуповат. В отсутствие же “друга милого” Настасья устраивала в своем флигеле оргии, во время которых шампанское лилось рекой, на стол выставлялись изысканные заморские вина, а “супружеская” верность графу, как правило, нарушалась.
Дворовые люди боялись Настасью Федорову как огня. С теми, кто пытался перечить, она жестоко расправлялась. Однажды фискалы доложили Минкиной о мелких грешках деревенского головы Ивана Дмитриева, которого она выгораживала перед графом за немалую сумму. Однажды голова отказался платить, сославшись на отсутствие средств. Вскоре последовала жестокая месть. Настасья настроила против упрямца Аракчеева, который распорядился дать Дмитриеву 50 ударов батогами и сослал на поселение в Сибирь.
Обычно Настасья Федоровна сначала сама наказывала дворовых людей, а затем жаловалась Аракчееву. Таким образом, человек выносил два жестоких наказания. В первую очередь доставалось от Настасьи молодым красивым девушкам, в которых она видела соперниц. Их секли без всякой причины два раза в день - розгами и батогами, а потом сажали в домашнюю тюрьму, находившуюся на территории усадьбы. Это было темное, сырое, холодное и узкое помещение. “Провинившихся” помещали в него на неделю, месяц, иногда на более длительный срок.
Некоторые крестьяне, спасаясь от Минкиной, пускались в бега или кончали жизнь самоубийством. В 1824 году многократно наказанный дворовый человек Синицын утопился, дабы не подвергаться больше издевательства. И таких случаев было множество. Неудивительно, что свою “госпожу” дворовые ненавидели.
У Настасьи были три горничные: Татьяна Аникиева, Прасковья Антонова и Федосья Иванова. На них гнев госпожи обрушивался чуть ли не ежечасно. Доведенные до отчаяния, они еще в 1821 году попробовали отравить свою истязательницу мышьяком. Отыскали в кладовой отраву и передали ее брату Прасковьи - поваренку Василию Антонову, который добавил мышьяк в соус. Но яд не убил Настасью! Она немного поболела и все. Другие подобные попытки также не увенчались успехом. Народ окончательно решил, что она ведьма.
Тем временем Минкина становилась все более жестокой. Особенно она преследовала красивую Прасковью. Наблюдая мучения сестры, Василий Антонов решился на убийство. 7 сентября 1825 года, когда Аракчеев отсутствовал, Настасья Федоровна посадила двух девушек в домашнюю тюрьму. А Прасковью сначала высекли, затем, когда та завивала Минкиной волосы, та выхватила раскаленные щипцы и обожгла служанке все лицо. Этого взбесившейся Настасье было мало: она стала царапать и кусать нечастную девушку. Прасковья сумела все-таки вырваться из комнаты хозяйки и прибежала на кухню. Увидев израненную сестру в таком состоянии, Василий, не долго думая, схватил нож и побежал в барский флигель…
Люди, видевшие труп, свидетельствуют, что Настасья Федоровна Минкина была лишена жизни ужасным способом: голова отрезана, пальцы на руках отсечены, рот разорван, на теле - многочисленные ножевые раны.
Узнав о смерти любовницы, Аракчеев заревел диким голосом. Он катался по полу, рвал на себе волосы, грыз землю и кричал: “Убили, убили ее, так убейте же и меня, зарежьте поскорее!”
По делу об убийстве Минкиной проходило 24 дворовых человека. Судили и виновных, и не причастных к убийству. 5 октября 1825 года был вынесен приговор: Василию Антонову - 175 палочных ударов, его сестре Прасковье - 125, Татьяне Аникиевой и Федосье Ивановой - по 70. Другие подсудимые получили меньшее количество ударов. Всех главных преступников суд приговорил также к ссылке в каторжные работы навечно.
Василий и Прасковья Антоновы не выдержали присужденное им количество ударов и скончались на месте наказания.

Del.icio.us : , , ,
Technorati : , , ,

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

1 comment:

  1. Молодцы брат и сестра Антоновы! Остановили-таки маньячку.

    ReplyDelete