Wednesday, April 15, 2009

Охота за «черными ящиками». Авиакатастрофа 1993 года.

1.jpg

О трагедии с южнокорейским «Боингом», сбитым советским истребителем в сентябре 1993 года над Сахалином, написаны сотни статей, очерков и даже документальная повесть. Тем не менее бывший командующий Краснознаменным Тихоокеанским флотом адмирал Владимир Сидоров считает, что сказано далеко не все, а то, что сказано, нуждается в серьезных уточнениях.

- Когда американцы сбили иранский воздушный лайнер - по ошибке, со страху, - мировая печать весьма скупо откликнулась на эту трагедию. Но когда нам пришлось применить оружие по нарушителю наших границ, вот тут вся пресса, включая и российскую, обрушилась на защитников родного неба.
То, что «Боинг» пролетел над Камчаткой со шпионскими целями у меня, как и у многих военных профессионалов, не вызывало и не вызывает ни малейшего сомнения. По долгу службы мне было известно гораздо больше, чем иным газетным обличителям. В частности то, как долго и безуспешно американская военная разведка США пыталась вскрыть нашу радиолокационную сеть в Приморье. Сделав ни в чем не повинных пассажиров заложниками своей авантюры, она поступила столь же подло, как те эсэсовцы, которые шли в атаку, прикрываясь порой за спинами женщин и детей.
Звонок оперативного дежурного поднял меня среди ночи: над Камчаткой - нарушитель воздушного пространства! Движется вдоль побережья.
- Товарищ командующий! Высылаю машину!
Я отказался от служебной машины - жил на горе, рядом со штабом флота, и потому спустился по склону напрямик. Так что пока южно-корейский «Боинг» летел над Камчаткой и пересекал Охотское море, мы четко отслеживали его полет. Я приказал сыграть на кораблях тревогу. Если бы не сработали летчики ПВО, мы бы срубили нарушителя противовоздушными средствами флота. Но обошлось без нашего вмешательства.
Самолет, сбитый в воздушном пространстве СССР, планируя с большой высоты, упал в море вне наших территориальных вод. Я звоню на Сахалин: «Немедленно засечь место!» Стал давать распоряжения, какие корабли выслать к месту падения. Прежде всего - ракетные катера с Сахалина, потом сторожевики и спасатель из Совгавани… Буквально, через 12 минут звонок правительственной «вертушки»:
- Сейчас с вами будет говорить министр обороны! Никуда не отходите! Будьте на связи!
- Да, я на связи, на связи…
В трубке голос Устинова:
- Здравствуй, Сидоров! Ты где?
- Нахожусь на КП, товарищ министр обороны.
- Ты уже в курсе? Так вот, слушай, Сидоров… Я сейчас от Юрия Владимировича Андропова. Дело очень серьезное. Надо немедленно поднять самолет. И не допустить ни в коем случае, чтобы «Боинг» подняли американцы. Не видно там американцев?
- Еще не видно. Но мне уже докладывали, что в течение часа они появятся. Наш ракетный катер уже там.

2.jpg

- Слушай, Сидоров, самое главное - «черные ящики». Ты скажи, когда ты их поднимешь?
Я думаю: «Ничего себе! Там глубины до 900 метров. Да еще обнаружить самолет на грунте надо!»
- Товарищ министр, «Боинг» еще найти надо. У нас средств поиска глубже трехсот метров нет.
- Я понял, ты еще сам не знаешь - поднимешь или нет. Так вот имей в виду, если американцы поднимут его раньше нас, не только тебе, мне не поздоровится! Ты меня понял? Оставляй зама и немедленно вылетай на Сахалин. Сам руководи поиском!
- Есть…
Я взял за базу середину этого района, как наиболее вероятное место. И велел рыболовецким судам, которые мне дали в помощь, вести траление вправо и влево от назначенной оси. Ширина захвата трала - 16-20 метров. И пошли они, сердешные, пахать Тихий океан. Через какое-то время в сетях стали попадаться листки бумаг с иероглифами, обрывки журналов, клочья материи, обрывки магнитофонных лент, потом - часть человеческого тела…
Тогда мы резко сузили район поиска. Но в нем уже находились десятки кораблей. Двенадцать моих, шесть американских фрегатов, корвет, потом американский ракетный крейсер подвалил, пять японских кораблей, из них два поисковых судна стали на якоря… Я как посмотрел на них - сердце заныло. А мы-то с чем пришли?! У нас же, черт побери, кроме… А, лучше не расстраиваться!.. Ясно, что с такой техникой они раньше нас все найдут и поднимут. Потом объясняй Устинову…
И вот тут один офицер разведки подает толковую мысль. По американским данным, на «черных ящиках» были установлены пинчеры - звукогенераторы, которые при попадании в морскую воду начинают излучать звуковые сигналы. Частоты были нам известны.
Звоню я во Владивосток своему другу: «Сделай-ка ты мне два акустических маячка, чтоб работали около трех суток на таких-то частотах. И чтоб никто не знал об этом деле!» Когда все было готово, прислал за ними своего порученца. Тот уложил приборы в свой чемодан и отправился в Совгавань. Оттуда на борту гидрографического судна вышел на Южный Сахалин в Корсаков. Порученец имел указание в какое время и где сбросить в воду маячки. При этом он и сам не знал, что сбрасывает. Все это он проделал на траверзе острова Монерон и вернулся в базу. Чтобы проверить как работают пинчеры, я послал к мысу дизельную подводную лодку, а затем и атомную. Американцы тоже прислали свой атомоход - ходит под водой выслушивает сигналы пинчеров. Да куда там, шум от кораблей и судов в районе падения стоит такой, что кроме гребных винтов ничего не слышно. А нам в помощь подошло судно нефтегазоразведки «Мирчинг» голландской постройки с великолепным навигационным комплексом, с подводными телекамерами на борту, способными работать на глубине в триста метров. С его помощью и удалось найти основную массу обломков «Боинга», то есть фактическое место падения! Но нельзя ничего поднимать, так как сразу же привлекли бы внимание американцев. Их вертолеты у меня над головой так и висели. Приходилось маскироваться, я и свои адмиральские погоны под синей курткой прятал.
Жду, когда наши «подсадные утки» выманят конкурентов к Монерону. Час проходит, другой, пятый… Пока никакой реакции. Время идет, «великая армада» толчется все на том же пятачке… Спускаюсь в кают-компанию на обед. Только принялся за первое блюдо, вдруг в дверях появляется офицер разведки и смотрит на меня более, чем выразительно. Выхожу в коридор.

- Что?!
- Товарищ адмирал, американский эсминец «Бретфорд» и один из фрегатов резко развернулись и быстро пошли к Монерону. В радиосети - большое оживление.
Клюнули!
Вскоре к Монерону пошли крейсер, три японских сторожевика, другие фрегаты… А до мыса худо-бедно свыше полста километров. Я тоже послал туда один из кораблей. Доносят: «Американцы ведут интенсивные водолазные спуски». А глубина там - 850 метров. Ну, ищите, ребята… А они уже по всему миру раструбили: обнаружено место падения южнокорейского самолета, вот-вот будут подняты «черные ящики».
Мы же тем временем поднимаем куски фюзеляжа, крыльев, турбин… Все детали доставляли на Сахалин, там, на плацу пограничной бригады, инженеры расчертили на асфальте контуры «Боинга» и стали выкладывать на нем все находки. Этим занималась комиссия экспертов, которая прилетела из Москвы во главе с генерал-лейтенантом из Генштаба.
Ну, а мы тем временем продолжали свою работу. «Мирчинг» встал точно над местом самой большой груды обломков. Под килем сто сорок метров. Надо спускать водолаза-глубоководника.
А американцы в ложном районе во всю шуруют! У них уже даже вертолет там в воду упал… Начальник разведки докладывает: “Получено сообщение, что завтра в 11 часов на борту ракетного крейсера США флагман собирает аккредитованных журналистов, чтобы продемонстрировать им подъем «черных ящиков».
В чем дело? «Боинг» же под нами. Какие ящики они собираются демонстрировать? Что им стоит изготовить макеты авторегистраторов, записать на них нужную информацию? Надо опередить этот брифинг во что бы то ни стало!
«Мирчинг» все же спустил водолаза. С лампой и телемонитором он обследовал останки самолета. Специалисты-авиаторы следили за ним по экрану и давали приказания - это бери, это не трогай. Отобранные детали водолаз откладывал в мешок из металлической сетки. «Боинг» лежал на крутом склоне, обрывавшемся в бездну. Просто чудо, что он не угодил за недоступную для водолазов отметку.
Я вернулся на плавбазу, и тут меня вызывают к буквопечатающему аппарату спецсвязи. На линии первый заместитель главкома ВМФ Адмирал Флота Николай Иванович Смирнов. Читаю: «Знаете ли вы, что завтра у Монерона, как объявили японцы, американцы будут поднимать «черные ящики»?” - «Да, знаю». - «Тогда ваши действия, Владимир Васильевич, совершенно непонятны. Почему вы торчите в своем районе?»
Мне очень не хотелось разглашать по связи нашу уловку. Попробовал объясниться намеками: «Товарищ Адмирал Флота, все идет по плану. Эту акцию я сам спланировал. Прошу иметь это в виду. У Монерона - пустое место. Мы находимся в истинной точке». - «Я вас не понял. Что за ересь вы несете?! Вы что, американцев за дураков держите?!»
Я разозлился и передаю почти все как есть: «Американцы работают на выставленных мною ловушках».

4.jpg
Пауза. Затем пошел текст: «Я передаю вам приказание Главнокомандующего: оставьте у «Мирчинга» своего заместителя, а самому немедленно сняться с якоря и следовать к американцам со всеми оставшимися кораблями. Ходите там, шумите, мешайте поднимать «черные ящики», если сами не можете этого сделать!» - «Николай Иванович! Я еще раз с полной ответственностью докладываю вам, что никаких «черных ящиков» там нет!» - «Адмирал Сидоров! Это приказание Главнокомандующего! Вы несерьезно относитесь к делу. Вы не отдаете себе отчета, что будет, если американцы поднимут «ящики» первыми! Конец связи!»
Что делать? Спустился вниз в боевой информационный пост, оценил обстановку, просчитываю варианты. Ясно, что мы на верном пути. В любой момент водолаз может найти эти чертовы «ящики». Часа через три ко мне спускается начальник экспедиции контр-адмирал Апполонов:
- Товарищ адмирал, меня только что запрашивал оперативный ВМФ о том, где мы находимся. Он просил передать вам, чтобы вы немедленно снимались и шли к Монерону. Сам же пошел докладывать Главнокомандующему.
- Понял.
Собрал офицеров штаба, поставил им задачу идти с отрядом в двадцать вымпелов к Монерону.
- А ты как же? - спрашивает Апполонов.
- А мы с двумя кораблями и «Мирчиком» будем здесь.
На мою беду в проходе за дверью стоял оперуполномоченный КГБ и все слышал. Он немедленно побежал к себе и по своим каналам “настучал”, что комфлота Сидоров на приказание Главкома ответил то-то и так-то.
А мы приступили к самому ответственному этапу нашей работы. Переставляем «Мирчинг» в места вероятных находок. Как раз пошли самые интересные детали, одна за другой… Связь с водолазом прекрасная. В напряженной работе прошла ночь.
Рано утром меня вызывают к аппарату. Запрашивает лично Главком: «Где вы находитесь?» Докладываю, что послал корабли к Монерону. «Я спрашиваю, где находитесь лично вы?» По тону вопроса чувствую, что он все знает.
« Товарищ Главнокомандующий, я нахожусь на прежнем месте. Даю последние указания по подъему деталей самолета». - «Немедленно исполнять мое приказание!!! Если не убудете в назначенный район, я отстраню вас от должности!! Вы совершенно не представляете себе степень государственной важности порученного вам дела!!»
В этот драматический момент, как в спектакле, заходит в рубку контр-адмирал Апполонов и протягивает мне какой-то листок. Я отмахиваюсь - не до бумажек, мол, сейчас! Вдруг читаю краем глаза строчки: «Товарищ командующий! С «Мирчинга» только что доложили, что обнаружен первый «черный ящик».
Что я испытал - словами не передать. Но собрался и отбиваю очередной ответ в Москву: «Выполняю Ваше приказание, убываю в район Монерона. Одновременно прошу доложить министру обороны, что «Мирчинг» обнаружил первый «черный ящик». Пауза. «Повторите!» - «Повторяю, «Мирчинг» обнаружил первый «черный ящик». - «Как обнаружил? Где обнаружил?»
На языке так и вертелось: «Да на дне, трать-тарарать!» Но сдержался. А в это время мне сообщают, что водолаз положил «ящик» в корзину и начат подъем. Ну, я немного предвосхитил событие: «Докладываю: первый «черный ящик» уже находится на борту «Мирчинга». - «А где второй?» - «Второй ищут. Как только обнаружат сразу же донесу. Разрешите убывать к Монерону?»
И молчание. Надолго. Потом Главкома сменил у аппарата его первый зам Смирнов. Обращаюсь к нему: «Товарищ Адмирал Флота, я так и не понял - руководить ли поиском второго «ящика» или следовать к Монерону?» Николай Иванович был как всегда оригинален: «Владимир Васильевич, прекратите задавать глупые вопросы! Немедленно ищите второй!»
А что делать с первым? Приказал поместить его в дистиллированную воду. Потом запросил химиков Дальневосточного научного центра в какой жидкости хранить найденный прибор. Но это уже детали… Вскоре был найден и второй «черный ящик».
Расшифровка записей бортовых регистраторов злосчастного южнокорейского «Боинга», использованного в качестве разведывательного средства, показала обоснованность контр-доводов советской стороны. Во время своего визита в Сеул Президент России передал «черные ящики» правительству Южной Кореи. Там они и пребывают сейчас, как мрачные реликвии «холодной войны»…

Del.icio.us : , ,
Technorati : , ,

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment