Судя по имеющимся документам, Папа Римский Иннокентий III отзывался о Крестовом походе детей уклончиво и неопределенно: то ли это подвиг во имя веры Христовой, то ли проделки Сатаны… Современные историки затрудняются однозначно объяснить, почему в некоторых европейских странах в начале XIII века возникло религиозное движение детей.
Крестовые походы детей сформировались в землях Франции и Германии, причем они не были связаны между собой и не имели единого руководства. Тысячи детей пустились в опасный путь на Ближний Восток. Им противостояли неумолимая сила дикой природы и беспощадный мир взрослых людей. Что же случилось дальше с толпами фанатично настроенной молодежи? От них практически никого не осталось. Рассказы немногих выживших участников похода способны пролить свет на трагическую историю христианского подвига юных фанатиков.
В средневековой Европе детей растили в строгости. Детства в нашем понимании в те времена не было. В XII и XIII веках в Европе происходил стремительный прирост населения. Молодежи стало много, и отношение к подрастающему поколению от этого не улучшилось. Детей не старались ограждать от тягот и горестей жизни. Побои считались главным и едва ли не единственным воспитательным средством. Дети крестьян и городских мастеровых так же, как их родители, жили в зловонных полутемных каморках, зачастую вместе с домашней скотиной. Они ничему не учились и ничего не видели, кроме голода, тяжелой работы с малых лет, брани и колотушек. Им жилось даже хуже, чем взрослым, потому что работать приходилось наравне со всеми, но никаких прав они не имели. Этим забитым, одетым в обноски, вечно голодным, неразвитым существам было попросту нечего терять. Фантастические проповеди и пламенные призывы юных проповедников попали на благодатную почву.
В Библиотеке герцога Августа в городе Вольфенбюттеле на севере Германии хранятся средневековые рукописи, повествующие о загадочных событиях 1212 года. Хроники включают рассказ, записанный монахом Альберихом из монастыря Труа-Фонтене со слов Руперта, участника Крестового похода.
Руперт, как и другие дети, в своем ровеснике, 14-летнем подростке по имени Николаус, видел пророка, посланца небес. «Мы слушали его, как глас Божий. Он говорил: “Ни о чем не заботьтесь, я поведу вас в Святую Землю. Нам не нужны корабли, чтобы попасть за море. Мне явился Христос, он сделает для нас проход среди волн, и мы пройдем по морю аки посуху. У вас будет все, потому что с нами Бог, он наш Отец”. Мы верили каждому его слову!» - рассказал Руперт монаху. - «С каждым днем вокруг Николауса собиралось все больше людей. Они слушали посланца Бога, а он призвал их освободить Иерусалим. Он говорил, что именно нас, бедных, слабых, угнетенных, Господь благословил на святое дело. Мы победим, потому что наши души чисты. Все ему верили».
Бедные дети думали, что можно всего достичь одной только силой веры. Они считали себя избранниками Божьими.
Хроника Альбериха из Труа-Фонтене сообщает, что в то же самое время, когда из Кельна вышел поход Николауса, во Франции происходило что-то похожее. В деревне Клуа в двухстах километрах от Парижа тоже объявился малолетний проповедник, который звал детей в Святую Землю. Стефан вырос в очень бедной семье, никогда не ходил в школу. Дитя своего времени, он работал с малых лет и ничего в жизни не знал, кроме нищеты, грязи, невежества и предрассудков. Единственное, что отличало подпаска Стефана от других деревенских мальчишек, это его набожность. В хрониках написано, что он любил церковные процессии, пел в хоре и часто молился. Мальчик уверял, что ему явился в поле Христос и велел вести детей в поход на Иерусалим, чтобы освободить Гроб Господень. Стефан собрал в Клуа многотысячную толпу детей, подростков и повел их на юг Франции.
Николаус вышел из Кельна во главе колонны своих последователей и направился в сторону Альп. Цель у них была одна - Иерусалим. Они очень туманно представляли себе, как туда добраться.
Людская молва о событиях в мире, хотя и с опозданием, но достигала сельского захолустья. Крестьяне в кабаках обсуждали рассказы бывалых людей - торговцев, солдат, паломников. Отрывочные сведения доходили и до детских ушей.
Летом 1187 года могущественный султан Саладин с огромным войском осадил Иерусалим. Рыцари не смогли отстоять христианскую святыню. Осенью воины султана захватили город. Сокрушительный разгром рыцарства на Ближнем Востоке подорвал у европейцев веру в действенность Крестовых походов. В религиозном сознании народов бродили сомнения в правильности избранного пути вооруженной борьбы. Может быть, невинные дети совершат то, что оказалось не под силу взрослым рыцарям с оружием в руках?
Крестовый поход детей 1212 года был, по сути дела, народным, в отличие от официальных Крестовых походов. Дети считали себя избранным народом, которому предстоит исправить ошибки сильных мира сего. Они чувствовали, что взвалили на свои плечи тяжкий груз, но мужественно несли свой крест во имя христианской веры.
Малолетние крестоносцы, по большей части, умирали в пути от голода, холода и болезней. Мало кому из них удалось вернуться в Европу.
Руперт, один из немногих «счастливчиков», рассказал, как было дело. Они вышли на большую дорогу в июле 1212 года. Николаус шел с крестом во главе процессии. В толпе оказалось несколько тысяч мальчиков и девочек разного возраста. С ними шли взрослые, старики и даже монахи. Многих детей отцы и матери пытались удержать силой, запирали, били, отнимали одежду, но они бежали из дома, уходили навсегда без родительского благословения.
Хроники описывали энтузиазм новых крестоносцев, их фанатичную веру в успех. Колонна детей, которую вел Николаус, миновала Кобленц и двигалась дальше вдоль Рейна. Крестьяне из ближних деревень подкармливали маленьких странников. Было тепло и хорошо. Они радостно шли, по-детски не задумываясь, что с ними будет потом.
За Вормсом и Шпейером они увидели на придорожных деревьях трупы повешенных детей. Некоторые хозяева жестоко казнили «маленьких бродяг» за мелкие кражи. Крестьяне голодали. В тот год зима выдалась сырая, весной случилась засуха, а летом стояла сильная жара, в результате чего урожай собрали скудный.
Дети просили милостыню в городах и селах, но жителям самим было нечего есть. Мимо по дорогам потянулись толпы голодных попрошаек. Словно саранча, они заполняли узкие улицы, стучались во все окна, лезли во все щели…
Альпийские горы произвели на детей, выросших на равнине, потрясающее впечатление: им показалось, что они идут прямо в небо. Но многие из них нашли там свою смерть. У них не было сапог и теплой одежды. Малыши просто ложились на снег и больше не вставали. Тысячи детей стали жертвами разбойников, зимней стужи, голода и болезней… Тех, кому удалось дойти до порта Бриндизи, остановил епископ, запретив им следовать дальше.
Стефан из Клуа довел своих последователей до Марселя - впереди лежало море. Два купца пообещали доставить их в Святую Землю. Пять тысяч детей теснились на семи кораблях, как сельди в бочке. Не хватало воды, еды, в трюмах стояла страшная духота. Возле Сардинии шторм потопил два корабля, остальные добрались до Северной Африки, где выживших детей продали на невольничьих рынках. Никто из них так и не увидел Иерусалим.
Официальная церковь фактически осудила самозваных крестоносцев. Папа и кардиналы говорили, что «эти бедные дети взялись за святое дело, не ведая, что творят. Ведь они совершенно не способны его осуществить, а значит, это происки Сатаны».
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
No comments:
Post a Comment