В одном малоизвестном рассказе братьев Стругацких, который называется «О странствующих и путешествующих», герой рассказывает девушке загадочную историю: «Есть такой любопытный эффект - Голос Пустоты. Если включить бортовой приемник на автонастройку, то рано или поздно он настроится на странную передачу. Раздается голос, спокойный и равнодушный. И повторяет одну и ту же фразу на рыбьем языке. Много лет его ловят, и много лет он повторяет одно и то же.
Я слышал его, и многие слышали, но немногие рассказывают. Это не очень приято вспоминать. Ведь расстояние до Земли невообразимое. Эфир пуст - даже помех нет, лишь слабые шорохи. И вдруг раздается этот голос… Существуют записи, над расшифровкой которых многие бились и бьются сейчас, но, по-моему, это бессмысленно».
В восьмидесятые годы кто-то из литературных критиков, осерчавших на диссидентский поворот в творчестве братьев, пытался доказывать, что у них много заимствований от других авторов. В частности, этот эпизод взят, мол, из «Аэлиты» Алексея Толстого, где земные приемники вдруг начинают ловить одну и ту же непонятную фразу на марсианском языке.
Да, действительно, есть в «Аэлите» такой эпизод: «Сегодня в семь часов вечера радиотелефонная станция ожидает, как и всю эту неделю - подачу неизвестных сигналов чрезвычайной силы. Язык их непонятен. Целую неделю газеты всех частей света заняты догадками по этому поводу. Есть предположение, что они идут с Марса… Лось сел у приемного аппарата, надел наушники. Медленный шепот раздался в его ушах. Лось сейчас же закрыл глаза. Снова повторился отдаленный, тревожный, медленный шепот. Повторялись какие-то странные слова на неземном языке…»
Далеко не все знают, что этот эпизод - вовсе не выдумка писателя.
Именно о неизвестных сигналах, возможно, из Космоса, писали газеты всего мира в начале 20-х годов ХХ столетия. Именно эти сообщения стали своеобразной завязкой для романа. Сенсацию спровоцировал Маркони, сообщивший журналистам, что он и его сотрудники принимают странные сигналы непонятного происхождения и даже какие-то голоса, говорящие на неизвестном языке.
Но если быть объективным, первым о « сигналах с Марса» сообщил в конце ХIХ века Никола Тесла. Спустя несколько лет, помощник Александра Попова, Рыбкин, стал экспериментировать с приемом сигналов искрового радиопередатчика на головные телефоны, чтобы увеличить чувствительность приемника. Одновременно он изучал зависимость дальности приема сигналов от времени суток. И однажды, во время ночного сеанса, он услышал в наушниках некий голос, периодически повторявший фразу на неизвестном языке. Этого, в принципе, не могло быть, поскольку еще не существовало земных передатчиков, способных излучать амплитудно-модулированные сигналы. К сожалению, это практически единственное сообщение о данном феномене, попавшее в широкую печать. Да и случилось это лишь в 90-е годы прошлого века. Как известно, Александр Попов работал на военно-морское ведомство, и большинство исследовательских материалов было засекречено. Наверняка они до сих пор лежат в архивах, если архивы эти сохранились.
В начале ХХI века доктором исторических наук, археологом А. Буровским была опубликована сенсационная история, давшая совершенно иную трактовку появления эпизода с «Голосом Пустоты» в рассказе Стругацких.
«Неподалеку от Енисея, близ современного поселка Майна, находилось старинное кладбище. У него была особенность. Каждый раз ровно в полночь на кладбище раздавался голос. Откуда он шел, было неясно. Говорил мужчина, но возраст никто бы не взялся определять. Какой-то бесплотный шелестящий голос, словно бы и не принадлежащий живому существу. Он бесстрастно произносил что-то вроде: «Теки мордо села поки тева». По крайней мере, я услышал именно такие сочетания звуков.
Все местные жители прекрасно знали об этом голосе. Знали и археологи, которые всегда приводили на кладбище очередного новичка. Когда идешь в большой группе людей - не страшно. И все-таки бывает жутковато, когда звучат бесстрастные, шелестящие слова над спящими равнинами, под нависшими громадами хребтов.
Голос записывали на магнитофон, язык стремились определить, угадать, расшифровать. Много раз пытались определить, откуда исходит звук. Все, конечно, безрезультатно. Никто не узнал ни источник звука, ни то, что говорил удивительный голос и на каком языке он говорил. И не узнает никогда, потому что кладбище затопили в 1980 году при заполнении ложа Саяно-Шушенской ГЭС. Я был в числе последних, кто еще слышал его. Так вот, я мог бы назвать археолога, который еще в начале 1960-х работал в этих местах и знавал Аркадия Стругацкого. Интересно претворяются сюжеты в творчестве больших писателей».
На международном семинаре « НЛО и паранормальные явления в России», состоявшемся в СПб с 12 по 15 ноября 1992 года, мне пришлось услышать любопытную историю геофизика В. Беляева. В 60-х годах прошлого века под Ташкентом была пробурена исследовательская скважина, в которую опустили различные датчики для исследования тектонических явлений. Один из московских институтов должен был изготовить специальный микрофон для регистрации инфразвуковых колебаний. По каким-то причинам он не был изготовлен вовремя, так что акустический канал опущенного в скважину кабеля оставался свободным. Молодые ребята, помогавшие ученым, ради любопытства опустили в скважину обычный пъезомикрофон, сигнал с которого подавался на звуковой усилитель. Эффект оказался потрясающим: они услышали звуки, похожие на очень низкий, «рычащий» мужской голос, произносивший нечто неразборчивое. Пришло начальство, послушало, и велело тут же прекратить это безобразие. Правда, ребята успели записать Голос, но не на магнитофон, а на штатный шлейфовый осциллограф этого канала. Потом запись просмотрели в Москве на акустическом спектроанализаторе. Специалисты сообщили, что эти звуки природного происхождения. Они лишь имитируют человеческий голос. Однако пленку не вернули.
Сомневаться в правдоподобности этой истории нет никаких причин - феномен Голоса Пустоты зафиксирован и другими исследователями. Акустические микрофоны, установленные внутри могильника в Лафкру Хиллз (Ирландия), зафиксировали «потусторонние голоса». В 70-х годах в США, при модернизации датчиков подводной акустической охранной зоны вдоль Атлантического побережья, предназначенной для обнаружения советских атомных подлодок, также были зафиксированы странные подводные звуки, похожие на человеческий голос. Кстати, феномен Голоса Пустоты описан и в дневнике космонавта Волкова.
К сожалению, пока приходится довольствоваться одним перечислением случаев проявления этого феномена. О его природе можно строить лишь фантастические гипотезы. Пока известно только одно: он проявляется во всех земных средах - под водой и под землей, на поверхности и в Космосе.
Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru
No comments:
Post a Comment