Thursday, March 12, 2009

Символы вечности

colorado.jpg

В американском штате Аризона и на юге соседней Калифорнии найдено большое количество геоглифов - знаков на поверхности грунта, а также гигантских каменных изваяний. Их создателями, вероятно, были исконные жители американского континента. По мнению исследователей, странные узоры и фигуры не являлись условными изображениями существовавших в действительности предметов и существ, а повторяли видения, посещавшие в момент транса колдунов или шаманов древних племен. Если эта теория верна, таинственные рисунки на земле позволяют делать догадки о характере и содержании ритуалов неизвестной доисторической культуры.

Один из рисунков находится на юго-западе Аризоны, на пустынной равнине под названием Сир Пойнт, неподалеку от реки Хила - притока реки Колорадо. Математик Том Хоскинсон подробно изучил линии на земле, зачем-то проложенные в этом засушливом и безлюдном месте. Ширина линий составляет десять сантиметров. Некоторые из них направлены в сторону горы Гренери Баскет, где заходит солнце в период зимнего солнцестояния. Другие линии идут в направлении отдаленной цепи гор и отмечают место, в котором виден солнечный восход во время летнего солнцестояния. Хоскинсон полагает, что с наибольшей точностью направление на солнце совпадало местными ориентирами примерно шесть тысяч лет назад. На этом основании можно делать выводы о возрасте рисунков на пустынной равнине Сир Пойнт.
В этом регионе зарегистрировано еще 50 разнообразных рисунков на земле, в том числе окружности и прямоугольные орнаменты - меандры. Эти рисунки тянутся на сотни метров. Кроме геометрических фигур, там имеются еще схематичные изображения людей и животных - «инталии», углубленные (отрицательные) рельефы. К наиболее знаменитым геоглифам относится «Хаак Ваак» («Лежащий Хаак»), представляющий героя мифа о сотворении мира, который принадлежит местному индейскому племени пима. Он находится на равнине, раскинувшейся в восьми километрах к северу от города Сакатон в штате Аризона. Фигура состоит из ровных четких линий-канав, ширина которых полметра, а длина несколько десятков метров. С одного конца линия расходится на две, образующие короткие ноги, а на другом конце различаются крошечная головка и толстые руки, распростертые в обе стороны.
Индейцы из племени пима до сих пор считают древние рисунки в пустыне священными и совершают к ним паломничества. Они верят, что на этом месте прошлое, современность и будущее совмещаются, сходятся в одной точке. Человек, который входит там в измененное состояние, впадает в глубокий транс, получает доступ к «мифическим временам», когда и были созданы эти священные рисунки.
В долине реки Колорадо между южной Аризоной и Калифорнией, на пустынных землях, заселенных племенем мохаве, находится очень много инталий, в том числе несколько гигантских рисунков длиной около пятидесяти метров. Вдоль естественных террас тянутся изображения гремучей змеи, ящерицы, черепахи, дикой кошки, с которыми соседствуют звезды, концентрические окружности и спирали. Некоторые фигуры созданы три тысячи лет назад, другие появились относительно недавно, в Новое время. Индейцы мохаве поясняют, что человеческая фигура представляет Мастамхо, то есть Творца. Согласно индейской легенде, эти рисунки начертали в пустыне предки Мохаве. При этом они три дня и три ночи танцевали перед Мастамхо, взывали к нему, просили о помощи.
Севернее реки Колорадо находятся более мелкие рисунки на камне - петроформы, например, петроформы индейцев-банноков в парке Уайтсхелл в провинции Манитоба в Канаде. Рисунки имеют форму пересекающихся извилистых и прямых линий. Они нанесены на гигантские гранитные плато, которые остались после отступления льдов последнего Ледникового периода.
Особенно много загадочных орнаментов можно увидеть в штате Айова, на территории Национального памятника индейской культуры «Курганы-чучела», неподалеку от городка Маркетт. На площади шести квадратных километров разбросаны двести странных холмов-курганов. Они имеют разную форму: 26 фигур различных животных и птиц. Самый большой курган выстроен в форме массивного матерого медведя. Длина этой фигуры составляет 41,8 метра, а ширина 21 метр.
Но каким целям служили эти гигантские изображения, для создания которых, несомненно, были затрачены немалые усилия? Углубленные рельефы-инталии выполнены очень тщательно, целые области пустыни испещрены ровными канавками, выбитыми в каменистой почве и даже в твердых породах, чтобы получились светлые или «негативные» изображения. Иногда на линиях встречаются намеренно установленные там камни, чтобы добиться создания искусственных возвышений и сделать линии выпуклыми. В течение многих столетий таинственные знаки, оставленные древними народами, так же, как и их фон, подвергались естественному окислению и воздействию солнечных лучей. На поверхности образовалась, своего рода, «патина», под которой остался более светлый грунт. Темный поверхностный слой в пустыне очень нестоек, колеса вездеходов и человеческие шаги оставляют там настолько значительные следы, что невнимательные посетители могут очень быстро стереть своими ногами созданные много веков назад уникальные рисунки. Именно так и происходит в действительности: из десяти тысяч обнаруженных геоглифов, в настоящее время сохранилась лишь незначительная часть.
Археолог Дэвид Уитли обстоятельно изучил мифологию исконных обитателей Америки. Он выяснил, что рисунки возникли в ходе церемоний, при которых индейцы обращались к всемогущему Мастамхо с просьбой о помощи и защите. Его коллега Бьюме Джонсон предполагает, что фигуры в пустыне остались после паломничества индейцев племени юма к реке Колорадо. Торжественные процессии имели целью почитание Мастамхо и ритуальное повторение мифического пути Творца. Последнее датирование рисунков определило их возраст - более тысячи лет.
Археологические и антропологические исследования подтверждают, что эти древнейшие произведения искусства имеют непосредственное отношение к ритуалам шаманов и колдунов. Некоторые рисунки, вероятно, представляют собой «мыслеформы» шаманов - видения, которые их посещали в состоянии транса, вызванного приемом галлюциногенных снадобий. Абстрактные орнаменты отображают призрачные ландшафты, среди которых странствовали шаманы в мире призраков и духов, изображения животных показывают «зверей силы», композиции из окружностей этнологи определяют как «круги силы».
Многие геоглифы находятся поблизости от наскальных изображений, представляющих те же узоры, только в уменьшенном масштабе. Эти места, должно быть, служили шаманам для установления контактов с потусторонним миром. Во время колдовских ритуалов они надеялись осуществить извечную мечту - преодолеть ограничения пространства и времени, проникнуть в прошлое, заглянуть в будущее, предсказывать людские судьбы, изменять их.

Del.icio.us :
Technorati :

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment