Saturday, February 7, 2009

Венеры каменного века

noname2-3.jpg

Когда в в 1908 году в Австрии около селения Виллендорф была найдена женская скульптура Каменного века, это событие стало звездным часом венских археологов. Находку, по ее значению для науки, оценили на уровне знаменитой Нефертити. Изображение женщины с большой грудью, выпуклым животом и мощными бедрами, окрестили как «пра-Еву» и «икону доисторического искусства».


Сейчас древняя «толстушка» находится в бронированной витрине Венского природно-исторического музея. При желании, там можно приобрести ее подобие из марципана или мыла. Для полных дам, она настоящая утешительница: излишний вес еще в Каменном веке лишь украшал женщину.
Но фигурка из палеолита, древнейшей стадии Каменного века, до наших дней таила секрет своего происхождения. На большой территории европейского континента - от Дона до Пиреней, было обнаружено около 200 подобных женских изображений из камня, слоновой кости и керамики. В чешской Дольни Вестонице археологи нашли одну из самых древних скульптур в истории человечества, изготовленную из глины.
Различные по месту нахождения, по материалу, из которого они были созданы, находки имеют одну общую черту - они изображают женщин чрезвычайно пышнотелых, с гипертрофированными формами. Их лица почти не видны, обозначены лишь прорези глаз. Едва намеченные руки и толстые обрубки ног без ступней - дополняют их облик.
Кто же создавал эти анатомические раритеты, каково было их предназначение? Предположение, что женские фигурки - сексуальные фетиши древних охотников, надолго уходящих из становища, поддержку ученых не получило, также как и мнение, что они могли быть детскими игрушками.
Разгадкой тайны древних красавиц занялась группа австрийских историков во главе с Анти-Вайзер и Бинштайнер. В апреле 2008 года в Венском музее они провели пресс-конференцию с презентацией своей книги «Венера из Виллендорфа». Самый знаменитый экспонат музея был впервые подвергнут всестороннему микроскопическому анализу. При 30-50 кратном увеличении была исследована каждая пора, каждая складка 11-сантиметровой фигурки.
Проведенное исследование выявило целый ряд новых свидетельств о ее создании. Как показали порезы на теле, ее творец пользовался резцом из окаменевшей лавы. На голове женщины лежит сетка для волос или чепец. Обнаруженные следы краски свидетельствуют о том, что она вся была обмазана красной глиной. В качестве материала для своей работы древний скульптор избрал прочный и очень редкий камень - оолит.
Авторы книги побывали и на месте каменоломни, где был добыт материал для их Венеры. Это был холм Странска Скала на территории нынешней Чехии - район, хорошо известный археологам. Здесь в ледниковый период обосновались в пещерах племена охотников.
На стойбище были найдены предметы обихода, остатки каменных печей. На вершине холма лежали небольшие оолиты. Из одного из них и была в те доисторические времена создана фигурка женщины, обнаруженная в 130 км. Отсюда в Виллендорфе на Дунае.

noname3-4.jpg

Для кочевников ледниковой эпохи такие переходы были обычным явлением. Центральная Европа 27-20 тысяч лет тому назад была покрыта ледниками. Одетые в шкуры зверей охотники, вместе со своими семьями перемещались по ледяному ландшафту в поисках добычи - мяса диких животных. Они были вооружены копьями для метания, ножами из наточенных камней. Охота шла в теплых местах с растительным покровом, где находили себе пищу стада мамонтов, оленей, антилоп. Часть племени или отдельный род в благоприятных для проживания условиях, оседали. Создавались примитивные поселения, служившие базой для групп охотников, убежищем для женщин и детей. В них формировался свой образ жизни, возникали новые обычаи и ритуалы. Найденные женские фигурки носили, по всей видимости, культовый характер. Многие из них были украшены кольцами и браслетами, из чего следует, что им поклонялись.
Ученые, занимающиеся первобытной историей пришли к единодушному выводу: в ледниковый период родовой строй носил характер матриархата. Мать определяла жизнь семьи. Пока мужчины добывали пропитание. Она рожала детей, давала им имена. По материнской линии соединялись родственные кланы. Через цепочку матерей и бабушек шло представление о матери-прародительнице. Это был культ женщины - продолжательницы рода. Отсюда и образ, воплощенный в древних фигурках: женщина-носительница новой жизни, готовая мощной грудью вскормить своих детей. Большой живот - свидетельство зарождения в ней потомства. Исследователи сходятся во мнении, что все фигурки ледового периода изображают либо беременных женщин, либо кормящих матерей. Такова и «Венера из Виллендорфа», ставшая звездой Венского музея.

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru

No comments:

Post a Comment